Уважаемые родители, поскольку интерес к Монтессори-педагогике в России продолжает расти и количество групп и центров, использующих данную систему, постоянно увеличивается, хотелось бы помочь вам в квалифицированном выборе детского сада или школы развития для малыша. Стоит заметить, что педагогика М.Монтессори - это целостная система, включающая собственную философию образования, поэтому использование отдельных элементов, а также добавление некоторых монтессорийских принципов в некий развивающий винегрет, который очень часто предлагают родителям, вряд ли приведут к серьезным результатам, способствующим становлению осознанной личностной позиции ребенка. Надеемся, что сформулированные признаки настоящей Монтессори-группы позволят вам выбрать достойный центр для любимого чада.
1. Педагоги, прошедшие специальное обучение.
Все педагоги, работающие с детьми, должны иметь специализацию монтессори-педагога. На наш взгляд, обращение к педагогу с просьбой показать сертификат, позволяющий работать в монтессори-группе, является вполне оправданным и необходимым, поскольку очень часто педагог, прослушав только вводный курс, считает себя состоявшимся специалистом.
2. Наличие четких правил для детей, родителей и педагогов.
Одна из основных задач монтессори-системы - научить ребенка работать по правилам.
Правила – это всегда некие ограничения, которые являются разумными и необходимыми для жизни в обществе. Малыша в группе Монтессори учат делать выбор, принимать решения, ориентируясь на собственные познавательные интересы и, что самое главное, не забывая про интересы других детей и взрослых. Также и для родителей существуют понятные, четко прописанные правила, на основе которых строятся их отношения с педагогами. Если в группе, куда Вы привели ребенка, таких правил нет или они письменно не сформулированы – значит стоит задуматься, что же тогда является теми ограничителями свободы.
3. Специально подготовленная образовательная среда.
Развивающая среда в Монтессори-группе – это строго выстроенная последовательность дидактических материалов, призванных упорядочить мир вокруг ребенка. В среде практически нет привычных нам игр и игрушек, в основном она состоит из классических Монтессори-материалов, которые в России производят только в Омске и Санкт-Петербурге. Не бойтесь задавать педагогам каверзные вопросы, почему данный материал расположен именно здесь. Ответы позволят вам сделать вывод о квалификации и уровне педагогов.
4. Работа детей с материалом длится не менее 1,5 часов.
Это очень важное требование для любой Монтессори – группы. Так как ребенок привыкает самостоятельно учиться и нести ответственность за проделанную работу, необходимо достаточное количество времени для процесса врабатывания. Обычные занятия по 10-20 минут не позволят ребенку понять и ощутить себя, дети, как правило, на таких занятиях являются не творцами своего образования, а пассивными объектами педагогических манипуляций.
5. Разновозрастный детский коллектив.
Разновозрастность - ещё одно требование естественного уклада жизни, принятого в социуме. Мы всегда общаемся с представителями разных поколений, и от того, насколько эффективно это у нас получается, зависят и наш статус, и наш авторитет.
В группе Монтессори умение детей общаться и взаимодействовать между собой является особым объектом воспитания со стороны педагогов. Эти коммуникативные умения (попросить о помощи, предложить помощь, договориться о совместном деле, решить конфликт) необходимо в детях взращивать. В монтессори-группе для этого существуют социальные уроки или уроки вежливости.
6. Дневники ежедневных наблюдений за детьми.
Умение наблюдать является ключевым умением Монтессори-педагога. Для того чтобы увидеть и понять траекторию развития ребенка, учитель ведет специальный дневник, который заполняет ежедневно. В нем наставник отмечает, чем занимался сегодня малыш, как он выбрал пособие- сам или за компанию, сколько по времени работал ребенок и т. д. Это прекрасный материал для раздумий родителей и педагогов, открывающий нам душу ребенка.
7. Родительский клуб: возможность обмениваться мнениями и искать ответы на вопросы.
Все мы понимаем, насколько важно создать единое образовательное сообщество, где дети, педагоги и родители выступают как партнеры и соавторы. Обязательно в монтессори-центре должно быть пространство для общения и обучения педагогов и родителей. Тематические семинары по вопросам воспитания, круглые столы, литературные гостиные, концерты – это то, что дает пищу нам, родителям и педагогам, заставляет размышлять, анализировать, меняться. Интересно ли нам то сообщество, которое мы выбираем, интересны ли нам педагоги? Эти вопросы, я думаю, стоит себе задать.
Удачи и счастья Вам и Вашим детям!