Можно перенести общую структуру метода в домашние условия и попытаться создать для ребенка окружающую среду, соответствующую требованиям Монтессори. Необходимо особо остановиться на требованиях к соблюдению порядка. Ребенку насущно необходим порядок, и особенно в трех сферах: в окружающей среде (в помещении), во времени, в поведении взрослых по отношению к ребенку. Особое восприятие порядка идет у детей в возрасте от 0 до 3 лет.

 

Наш учебник "Монтессори дома" для родителей детей до 3х лет

Монтессори - центр "Бусинки" создал 3 учебника "Монтессори дома" для наших родителей.

По запросу по телефону или мессенджерах Вы можете бесплатно получить учебники в электронном pdf-формате.

0 1 года1 2 лет2 3 лет

Порядок в окружающей среде

Необходимо организовать окружающую ребенка среду (предметы в квартире) таким образом, чтобы она соответствовала основным закономерностям в соотношении между предметами: посуда – на кухне, обувь – в прихожей, одежда – в шкафу, игрушки – всегда на своем месте в специальном ящике; кроме того, ребенок спит, ест на одном и том же месте, имеет собственный уголок, ест из собственной посуды и все такое прочее. То есть создается своеобразная «подготовленная среда» (аналогичная той, что формируется в Монтессори-школе).

Ребенок очень радуется, если снова и снова находит знакомые вещи на одном и том же месте. И поэтому необходимо, чтобы каждое утро он видел, например, свои игрушки аккуратно уложенными и в одном и том же месте – даже если вечером они были разбросаны. В этом возрасте (до 3 лет) бессмысленно требовать от ребенка соблюдать порядок самому, ибо он только еще формирует собственный образ порядка. И помочь ему в этом могут родители, поддерживая внешний порядок вокруг него.

Кроме того, ребенку в этом возрасте очень трудно привыкать к изменившейся окружающей среде (речь идет о переезде на другое место жительства, о первом походе в детский сад и т.п.). Такой стресс впоследствии обычно не проходит бесследно.

Не менее важен для ребенка и порядок в отношении людей к предметам.

И желательно, чтобы это отношение было культурно обусловлено: действительно, обычно принято на стуле сидеть; за столом – есть, обращаясь со столовыми приборами соответствующим образом; дверь открывать рукой, а не ногой; кофе пить на кухне, а не в постели и т.д.

Для соблюдения этого родителям приходится наступить на горло собственной безалаберности, перестать вольно обращаться с различными вещами, предметами домашнего обихода и освоить (иногда заново) общепринятые способы действия с ними, постепенно становясь «профессионалами» в воспитании собственного ребенка.

Порядок во времени

 Для ребенка чрезвычайно важно прочувствовать ритм своего дня. У каждого он свой и устанавливается обычно в течение первого года жизни путем совместной активности и уступок с обеих сторон - со стороны ребенка и со стороны родителей: необходимо, чтобы режим дня устраивал всех. После этого задача родителей заключается в том, чтобы на протяжении второго и третьего года жизни ребенка поддерживать этот режим.

Осознать собственный ритм дня – это значит запустить ход «внутренних часов»; прочувствовать, что существует великий закон времени, который важнее субъективных желаний и капризов. В частности, мама или папа, если они работают, не могут прийти домой раньше определенного времени, как бы того ни хотел ребенок, - но, с другой стороны, и ребенок имеет право знать точное время их прихода и быть уверенным в их пунктуальности.

Есть еще один аспект, касающийся соблюдения порядка во времени, точнее, порядка в последовательности событий. Например, последовательности в событиях при чтении уже известных ребенку сказок. В этом возрасте частенько ребенок высказывает неудовольствие, если рассказчик делает ошибку в последовательности событий, особенно, если что-то придумывается заново. Малыш не против творчества взрослых вообще – ему лишь нужно приобрести устойчивость в мире; и если Красная Шапочка ведет себя как всегда, - значит, можно быть уверенным в завтрашнем дне!

Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку

Для ребенка такого возраста наиболее важно прочувствовать порядок в следующих аспектах поведения взрослых по отношению к нему:

  1. Требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от их настроения. Желательно, чтобы они были обоснованными хотя бы здравым смыслом (пониманием, что нельзя от ребенка требовать того, чего он по возрасту еще не в состоянии сделать).
  2. Требования к ребенку должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность; в идеале – образовывать алгоритм. В последнем случае после многократных повторений одной и той же последовательности действий (например, связанных с отходом ко сну: умыться, расстелить постель, раздеться, уложить аккуратно одежду и пр.) этот алгоритм становится внутренней собственностью ребенка, и взрослому достаточно лишь дать общее название («Готовимся ко сну?») для того, чтобы ребенок без унизительного подстегивания словами (он сам знает, что делать дальше!) мог действовать самостоятельно.
  3. Требования, которые предъявляются ребенку, должны соблюдаться самими взрослыми, поскольку все равно ребенок научится тому, что видит. Этот тезис можно оставить без каких-либо психологических комментариев.

Уровень сформированности у ребенка «чувства порядка» является одним из основных критериев готовности к Монтессори-детскому саду, да и к детскому саду вообще. Ответственность за это лежит на родителях: насколько грамотно и полно они смогли удовлетворить (интуитивно или осознанно) при создании окружающей среды естественную тягу ребенка к порядку. Сложившийся у ребенка к 3-м годам внутренний образ порядка и будет в дальнейшей его жизни образцом. Стоит ли впоследствии искать иные причины того, что в Монтессори-группе ребенок, несмотря на профессиональную работу учителя, с трудом, иногда годами, учится поддерживать внешний порядок! Это же касается уровня «внутреннего порядка» (порядка в мыслях, поступках и пр.)

Игрушки

Необходимо обратить внимание на игрушки, покупаемые родителями для своих детей. Насколько эти игрушки удовлетворяют требованию о развитии? Несут ли они в себе развивающую функцию? Насколько они помогают малышу строить себя и развивать какие-то качества? И какие именно? Родителям необходимо задумываться: направляют ли эти игрушки ребенка по пути мира и гармонии или способствуют развитию агрессии и борьбы. Какие образы они несут? Они красивы, нежны, приятны или в них присутствует жесткость и грубость? Игрушки накладывают отпечаток на сознание ребенка. В наше время рынок игрушек наводнен искаженными образами и разрушающими детскую душу игрушками. И очень важно взрослым быть внимательным и чутким к тому, что они дают в руки своего ребенка, важно ограждать и отсекать все то, что может на каком-то уровне нанести вред ребенку. Нужно стремиться выбирать среди этого моря то, что помогает в развитии, что несет правильные формы, пропорции, цвета, что может быть эталоном, который ребенок возьмет за образец, то, что возвышает душу и воспитывает внутреннюю красоту в ребенке.

Дети стремятся к самостоятельности и свободе от взрослых, и на самом деле их мало привлекают просто игрушки. Они берут в руки игрушки тогда, когда не находят в окружающей их среде предметы для конструктивного действия или когда взрослые отбирают у них предмет их саморазвития. Это может быть обычное мытье пола, которое ребенок стремится осуществить, увидев, как это делает мама. Или перебирание и переставление посуды, или что-то другое, что взрослым кажется ненужным или что они могут сделать лучше, а на самом деле ребенку это необходимо, ведь в это время он развивает в себе определенные качества или способности, он строит себя! Поэтому он начинает громко плакать, когда у него забирают предмет его деятельности. Необходимо видеть и понимать это, и давать ребенку возможность строить себя и развиваться естественным образом. Это сложнее, чем просто дать ребенку игрушку. Но это важнее и нужнее для ребенка!

Отзывы о нашем центре
Екатерина Нурова

С Монтессори центром “Бусинки» я знакома уже 6 лет. Все началось с того, что я искала «развивайку» для старшего. На тот момент я выбрала три центра, но после знакомства, побывав на занятиях, я остановилась на «Бусинках». К нему как-то сразу легла душа. Я увидела, что здесь идут за ребёнком и развитие своевременное, а не ранее (как сейчас модно, но совершенно не полезно).

Любовь Федоренко

Наш сын Арсений уже 5й год посещает монтессори центр «Бусинки». Сначала это был детский сад, а теперь и семейная школа «Буквица». Хочу поблагодарить директора Наталью Вербицкую и всех педагогов, которые работают с детьми! За их чуткое и внимательное отношение, индивидуальный подход к ученикам, и за такую нужную и важную поддержку родителям.

Екатерина Семеина
Ольга Саночкина

Сегодня хочу оставить отзыв о нашем любимом монтесори-центре "Бусинки". Ходим туда как в детский сад в старшую группу. Ходим в сад с удовольствием с первого дня. В центре всегда чисто, весело, дружные дети. Квалифицированные педагоги, понимающие, помогающие. В учебном классе хорошо оснащенная специальными материалами среда.

Заказать
звонок