Можно перенести общую структуру метода в домашние условия и попытаться создать для ребенка окружающую среду, соответствующую требованиям Монтессори. Необходимо особо остановиться на требованиях к соблюдению порядка. Ребенку насущно необходим порядок, и особенно в трех сферах: в окружающей среде (в помещении), во времени, в поведении взрослых по отношению к ребенку. Особое восприятие порядка идет у детей в возрасте от 0 до 3 лет.
Наш учебник "Монтессори дома" для родителей детей до 3х лет
Монтессори - центр "Бусинки" создал 3 учебника "Монтессори дома" для наших родителей.
По запросу по телефону или мессенджерах Вы можете бесплатно получить учебники в электронном pdf-формате.
Порядок в окружающей среде
Необходимо организовать окружающую ребенка среду (предметы в квартире) таким образом, чтобы она соответствовала основным закономерностям в соотношении между предметами: посуда – на кухне, обувь – в прихожей, одежда – в шкафу, игрушки – всегда на своем месте в специальном ящике; кроме того, ребенок спит, ест на одном и том же месте, имеет собственный уголок, ест из собственной посуды и все такое прочее. То есть создается своеобразная «подготовленная среда» (аналогичная той, что формируется в Монтессори-школе).
Ребенок очень радуется, если снова и снова находит знакомые вещи на одном и том же месте. И поэтому необходимо, чтобы каждое утро он видел, например, свои игрушки аккуратно уложенными и в одном и том же месте – даже если вечером они были разбросаны. В этом возрасте (до 3 лет) бессмысленно требовать от ребенка соблюдать порядок самому, ибо он только еще формирует собственный образ порядка. И помочь ему в этом могут родители, поддерживая внешний порядок вокруг него.
Кроме того, ребенку в этом возрасте очень трудно привыкать к изменившейся окружающей среде (речь идет о переезде на другое место жительства, о первом походе в детский сад и т.п.). Такой стресс впоследствии обычно не проходит бесследно.
Не менее важен для ребенка и порядок в отношении людей к предметам.
И желательно, чтобы это отношение было культурно обусловлено: действительно, обычно принято на стуле сидеть; за столом – есть, обращаясь со столовыми приборами соответствующим образом; дверь открывать рукой, а не ногой; кофе пить на кухне, а не в постели и т.д.
Для соблюдения этого родителям приходится наступить на горло собственной безалаберности, перестать вольно обращаться с различными вещами, предметами домашнего обихода и освоить (иногда заново) общепринятые способы действия с ними, постепенно становясь «профессионалами» в воспитании собственного ребенка.
Порядок во времени
Для ребенка чрезвычайно важно прочувствовать ритм своего дня. У каждого он свой и устанавливается обычно в течение первого года жизни путем совместной активности и уступок с обеих сторон - со стороны ребенка и со стороны родителей: необходимо, чтобы режим дня устраивал всех. После этого задача родителей заключается в том, чтобы на протяжении второго и третьего года жизни ребенка поддерживать этот режим.
Осознать собственный ритм дня – это значит запустить ход «внутренних часов»; прочувствовать, что существует великий закон времени, который важнее субъективных желаний и капризов. В частности, мама или папа, если они работают, не могут прийти домой раньше определенного времени, как бы того ни хотел ребенок, - но, с другой стороны, и ребенок имеет право знать точное время их прихода и быть уверенным в их пунктуальности.
Есть еще один аспект, касающийся соблюдения порядка во времени, точнее, порядка в последовательности событий. Например, последовательности в событиях при чтении уже известных ребенку сказок. В этом возрасте частенько ребенок высказывает неудовольствие, если рассказчик делает ошибку в последовательности событий, особенно, если что-то придумывается заново. Малыш не против творчества взрослых вообще – ему лишь нужно приобрести устойчивость в мире; и если Красная Шапочка ведет себя как всегда, - значит, можно быть уверенным в завтрашнем дне!
Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку
Для ребенка такого возраста наиболее важно прочувствовать порядок в следующих аспектах поведения взрослых по отношению к нему:
- Требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от их настроения. Желательно, чтобы они были обоснованными хотя бы здравым смыслом (пониманием, что нельзя от ребенка требовать того, чего он по возрасту еще не в состоянии сделать).
- Требования к ребенку должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность; в идеале – образовывать алгоритм. В последнем случае после многократных повторений одной и той же последовательности действий (например, связанных с отходом ко сну: умыться, расстелить постель, раздеться, уложить аккуратно одежду и пр.) этот алгоритм становится внутренней собственностью ребенка, и взрослому достаточно лишь дать общее название («Готовимся ко сну?») для того, чтобы ребенок без унизительного подстегивания словами (он сам знает, что делать дальше!) мог действовать самостоятельно.
- Требования, которые предъявляются ребенку, должны соблюдаться самими взрослыми, поскольку все равно ребенок научится тому, что видит. Этот тезис можно оставить без каких-либо психологических комментариев.
Уровень сформированности у ребенка «чувства порядка» является одним из основных критериев готовности к Монтессори-детскому саду, да и к детскому саду вообще. Ответственность за это лежит на родителях: насколько грамотно и полно они смогли удовлетворить (интуитивно или осознанно) при создании окружающей среды естественную тягу ребенка к порядку. Сложившийся у ребенка к 3-м годам внутренний образ порядка и будет в дальнейшей его жизни образцом. Стоит ли впоследствии искать иные причины того, что в Монтессори-группе ребенок, несмотря на профессиональную работу учителя, с трудом, иногда годами, учится поддерживать внешний порядок! Это же касается уровня «внутреннего порядка» (порядка в мыслях, поступках и пр.)
Игрушки
Необходимо обратить внимание на игрушки, покупаемые родителями для своих детей. Насколько эти игрушки удовлетворяют требованию о развитии? Несут ли они в себе развивающую функцию? Насколько они помогают малышу строить себя и развивать какие-то качества? И какие именно? Родителям необходимо задумываться: направляют ли эти игрушки ребенка по пути мира и гармонии или способствуют развитию агрессии и борьбы. Какие образы они несут? Они красивы, нежны, приятны или в них присутствует жесткость и грубость? Игрушки накладывают отпечаток на сознание ребенка. В наше время рынок игрушек наводнен искаженными образами и разрушающими детскую душу игрушками. И очень важно взрослым быть внимательным и чутким к тому, что они дают в руки своего ребенка, важно ограждать и отсекать все то, что может на каком-то уровне нанести вред ребенку. Нужно стремиться выбирать среди этого моря то, что помогает в развитии, что несет правильные формы, пропорции, цвета, что может быть эталоном, который ребенок возьмет за образец, то, что возвышает душу и воспитывает внутреннюю красоту в ребенке.
Дети стремятся к самостоятельности и свободе от взрослых, и на самом деле их мало привлекают просто игрушки. Они берут в руки игрушки тогда, когда не находят в окружающей их среде предметы для конструктивного действия или когда взрослые отбирают у них предмет их саморазвития. Это может быть обычное мытье пола, которое ребенок стремится осуществить, увидев, как это делает мама. Или перебирание и переставление посуды, или что-то другое, что взрослым кажется ненужным или что они могут сделать лучше, а на самом деле ребенку это необходимо, ведь в это время он развивает в себе определенные качества или способности, он строит себя! Поэтому он начинает громко плакать, когда у него забирают предмет его деятельности. Необходимо видеть и понимать это, и давать ребенку возможность строить себя и развиваться естественным образом. Это сложнее, чем просто дать ребенку игрушку. Но это важнее и нужнее для ребенка!