"Мы, взрослые, обучаемся сознательно, тогда как ребенок абсорбирует знание непосредственно в свою психическую жизнь ... Впечатления не просто входят в его разум, они формируют его разум, они воплощаются в его разуме"
Мария Монтессори
Специально подготовленная окружающая среда - это краеугольный фактор всестороннего развития ребенка. В ней ребенок становится максимально независимым от взрослого: он может сделать все сам, жить своей собственной жизнью, не прибегая ежеминутно к помощи взрослых. Т.е. подготовленное окружение - это такая среда, в которой активность ребенка постепенно увеличивается, а активность взрослого - постепенно уменьшается. Здесь ребенок все увереннее управляет своей жизнью, шаг за шагом осознавая свои силы. Педагог для ребенка становится тоже частью окружающей среды. В классе находятся только те вещи, которые помогают развитию, содержат пищу для ума.
Класс 0-3 |
Класс 3-7 |
Материалы, которые используются в Монтессори-методе, имеют свои свойства. Они привлекательные и простые в применении и имеют контроль ошибок, что позволяет реализовать принцип самообучения. Ребенок, работающий с ними, может самостоятельно обнаруживать и исправлять свои ошибки, развивая, таким образом, волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания, и, что самое главное, упражняя собственную активность. Каждый материал является ключом к познанию мира. Он является эталоном, который потом ребенок переносит в окружающий мир. В Монтессори-материалах не может быть слона розового цвета или бабочки и слона одного размера. Правильные пропорции, правильные цвета – эталон, который ребенок берет за основу. Каждый материал присутствует в единственном экземпляре.