Сегодня мы рассмотрим причины ужасного поведения ребенка после сада, на которое так часто жалуются мамы.
Наступает долгожданный вами и малышом вечер. Вы оба соскучились, рады друг друга видеть. Воспитатели рассказывают, что ваш малыш все лучше соблюдает правила учреждения, играет с другими детьми, неплохо спит, кушает, справляется с личной гигиеной, одним словом - привыкает к жизни в садике. Вы успокоенные и в благодушном настроении предвкушаете мирный вечер с "повзрослевшим" ребенком в кругу семьи. Однако зачастую идиллические мечты оказываются нарушены еще в раздевалке детского сада. Пока вы дослушиваете дифирамбы малышу от педагогов, он уже довольно настойчиво, а порой и откровенно навязчиво дергает вас за руку или за юбку. Дальше стартуют баталии, связанные с одеванием (иногда вы буквально минуту назад слушали рассказы о том, как ваш ребенок собирается абсолютно самостоятельно на прогулку). После длительных обсуждений вы наконец идете домой, где малыш чуть ли не "ходит по стенам", а попытки хоть как-то привести в нормальное русло, вызывают бурные всплески негодования, а иногда и просто агрессии - от грубых слов до попыток кого-нибудь стукнуть, пнуть или укусить. Ситуация не из приятных, а если добавить к ней "заботливое участие" прочих родственников (бабушек, читающих вам лекции о воспитании детей; папы, требующего утихомирить ребенка; остальных детей,жалующихся на маленького смутьяна), то силы мамы как физические, так и моральные, скорее всего оказываются на исходе почти мгновенно. Остается одно желание - понять, что в конце концов происходит, и прекратить это немедленно любой ценой. Часто наши отношения с ребенком именно с этого момента начинают терять ту неповторимую близость, все более походя на бесконечную войну и препирательство. Так что же все-таки происходит? Что заставляет ребенка вести себя подобным образом, а самое главное, о чем сообщает нам его поведение?
1. Чем меньше ребенок, тем пока еще несовершеннее работа его центральной нервной системы. Процесс возбуждения зачастую преобладает над процессом торможения. За время пребывания в садике ваш малыш разгоняется, а вот с торможением... Дальше получается, как во вредных советах Остера: "...тормозите лучше в папу, папа мягкий, он простит!" В нашем случае, правда, малыш "тормозит" скорее по привычке в маму, да и папе, собственно, тоже достается с лихвой! (Беда в том, что папа после этого тоже "тормозит" в маму, а вот это, согласитесь, уже совсем перегружает наше мамское терпение!)
2. К 2.5 годам только начинают работать отделы мозга, отвечающие за самоконтроль, а заканчивают они свое формирование только к 21 году. Представляете, сколько сил тратит трехлетний малыш на то, чтобы "вести себя хорошо" в садике?! Представляете, сколько внутренних ресурсов он тратит на непростой процесс адаптации? Так, для примера вспомните, сколько сил и нервов у вас потребовали первые уроки вождения в автошколе! Это сейчас вы непринужденно болтаете по телефону, застегиваете сандалии ребенку, красите губы в зеркало заднего вида и при этом еще ведете автомобиль. Но это сейчас! А поначалу... Вот и ребенку ОЧЕНЬ трудно быть послушным в садике, это требует напряжения, которое, в свою очередь, требует разрядки - это просто закон жизни! И вот дома, где привычно, спокойно и безопасно, где люди, которым можно доверить себя таким, как есть, малыш идет в разнос! Выходят на поверхность все подавленные страхи, тревоги, агрессия. Наша родительская задача не подавить их, иначе напряжение лишь будет увеличиваться и искать новых и новых выходов (не в поведении, так в психосоматических заболеваниях), а найти для их выхода приемлемое русло. Активная прогулка, где можно бегать, лазать, кричать, рубить крапиву палкой - большой помощник в этом плане.
3. Еще одной причиной может оказаться расширяющееся количество моделей поведения, которые ребенок может наблюдать в садике. Ведь теперь его окружают не только мама с папой, но и пара десятков детей, каждый из которых практикует что-то свое, взятое из своего особого домашнего окружения. Ваш малыш, как подобает любому серьезному исследователю, опробует все на себе, ну и на любимых родителях, конечно! Мамина задача - помочь юному социологу разобраться, какие из моделей поведения эффективны, а какие не заслуживают дальнейшего практикования.
4. Порой мы сами, не понимая того, провоцируем ребенка на плохое поведение. Отдавая малыша на целый день в садик, многие мамы испытывают подсознательно чувство вины перед ним. Это ведет к тому, что принятые до того границы и правила, по которым строились отношения родителей и ребенка, дают брешь. Пытаясь "компенсировать" необходимость ходить в сад, мама идет на неоправданные уступки и поблажки, жалея малыша. К сожалению, это лишь создает у ребенка большую тревожность, стресс возрастает, поведение ухудшается и растет привычка манипулировать.
5. И конечно, еще одной причиной изменений в поведении ребенка дома оказывается нехватка времени, проведенного с мамой. Очень часто жуткими выходками малыш просто привлекает ваше внимание. Однако внимание бывает разного качества. "Некачественное" внимание не удовлетворяет потребность малыша в близости, любви, эмоциональном обмене, заставляя требовать еще и еще. Качественного внимания требуется намного меньше - минут 30 в день. Согласитесь, это немного! Но это время целиком и полностью принадлежит ребенку. В это время мама не отвечает на телефонные звонки, не делает параллельно домашние дела и даже не держит в голове завтрашнюю встречу с партнерами на работе! А еще она не "воспитывает" и не занимается "обучалками-развивалками"!!! Просто занимайтесь с малышом тем, что хочет делать сейчас с вами ОН: читать, значит просто почитайте, катать машину - катайте, даже можно кидаться подушками или просто молча смотреть на небо. Главное - быть вместе целиком и полностью. Такое качественное время только для него - отличное лекарство для многих сбоев в поведении.