Примерно в 3,5 года дети начинают интересоваться буквами. Они спрашивают: «Что это за буква на вывеске», - или начинают выводить каракули, приговаривая: «Смотри, я пишу». Обычно в этот момент мы думаем, не пора ли нам купить хороший букварь.
НЕ ТОРОПИТЕСЬ!
Букварь не всегда эффективное средство. Не исключено, что он так и пролежит у вас без дела или вам придется ребёнка «подкупать», чтобы он по нему занимался. С буквами можно знакомить и на карточках, вывесках, табличках.
В классах Монтессори используются шершавые буквы, потому что в это время у ребёнка ещё чувствительны пальчики и запоминает он информацию тактильно.
Но изучение букв – это не первый этап в методике. Ему предшествовала очень серьёзная подготовка руки и мозга в упражнениях практической жизни.
Перед вами интересные лингвистические игры для малышей 2–3 лет, которые готовят их к чтению.
✏ Классическая игра «Я вижу»
Ведущий загадывает предмет, который он видит, и говорит: «Я вижу что‑то на Д», - участникам же нужно отгадать, что загадал ведущий.
В эту игру можно играть даже с малышами 2 лет. Поначалу можно выбрать всего два предмета, начинающихся на контрастные согласные, и положить их перед ребёнком. Например, фигурку кота и собаки. Постепенно можно усложнять, загадывать предметы вокруг, загадывать не начальный звук, а звук в конце и в середине. Важно: загадывайте звуки, а не буквы! Ведь именно с ними ребёнок знаком с рождения. Обратите внимание на твёрдость и мягкость звуков, например, «дерево» и «дом». Так и стоит говорить: «Я вижу что‑то на д (мягкое д)»
✏ Слова на звуки
Выберите какую‑нибудь тему – «съедобное», «на кухне», «видно за окном», «любимые дела», «игрушки» – и попытайтесь с ребёнком на каждый звук найти слово или словосочетание.
✏ Игра «Сыщики» (поможет закрепить зрительный образ букв)
Играть можно, где угодно. Заранее договоритесь, какую букву и сколько штук нужно найти. Поищите её вокруг: на вывесках, рекламных плакатах, автобусах.
✏ Грузим полную тележку слов на звук «К»…
Выбираем звук, на который будем придумывать слова. Загадываем друг другу загадки, то есть даём определение загаданного слова, пока игрок не догадается, какое оно: «Это такой домашний зверь, у которого острые когти и длинный хвост. Он любит молоко…» или «Это большое животное, которое даёт молоко». Загадывайте по очереди…
✏ Определения
А можно играть наоборот! Договоритесь, на какой звук вы будете придумывать слова. Придумывайте слова и давайте смешные определения. Например, все придумывают слова, которые начинаются на «К»:
— Это много веток, меньше, чем дерево.
— Это очень колючее растение в пустыне.
— Это очень кислая, красная ягода.
— Это часть обуви. Бывает высокий и тонкий…