Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Специалисты рекомендуют проводить кинезиологические упражнения ежедневно, многие учителя вводят их для своих учеников прямо во время уроков. Упражнения особенно рекомендуется вводить в режим ребенка родителям и воспитателям детских садов для подготовки к успешному обучению в школе.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ.
Кинезиологические упражнения проводятся в любые режимные моменты в качестве динамических пауз. Время проведения 3-5 минут, в общей сложности это может составлять до 25-30 минут в день.
Важные моменты в проведении подобных упражнений:
* Во время образовательной деятельности проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно.
* Если же предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.
* Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект.
* Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. При интеллектуальном развитии возможно применение кинезиологических упражнений.
* Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительнее изменения.
Признаки, по которым видны достижения детей, таковы:
* У ребенка пропал страх отвечать перед группой детей, он стал спокойнее, увереннее в себе.
* У некоторых детей появились готовность и желание выполнять дополнительные задания.
* Речь из бессвязной и односложной превратилась в осознанный рассказ.
* Детям стали по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала.
* Дети принимают правила сотрудничества и взаимопомощи.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
* Занятия проводятся утром.
* Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
* Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
* От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
* Упражнения проводятся стоя или сидя за столами.
Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам. Длительность занятий по одному комплексу составляет месяц, неделя – перерыв.
В комплексы упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Поэтому, дорогие коллеги, запомните, что неподвижный ребенок не обучаем и не ругайте его за излишнюю двигательную активность на уроке.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.