«Она всегда пытается добиться своего. Она просто избалованная», – так многие родители говорят о своих малышах. Даже мой муж так сказал сегодня утром о Брук.
Мы остановились в неположенном месте на обочине дороги, потому что Марк забыл пристегнуть Брук. Я повернулась и встала коленями на переднее сиденье, чтобы пристегнуть её как можно быстрее. Она начала ныть: «Папа, папа…». Она хочет, чтобы Марк её пристегнул, потому что он обычно это делает. Я говорю: «Нет, сейчас мама тебя пристегнёт». Она перестаёт ныть на некоторое время. Я пристегиваю нижний левый ремень к пряжке, она кричит: «Нет, нет!». Я всё равно это делаю, потому что нам нужно быстрее ехать. Она начинает плакать и сопротивляться, пытаясь всё расстегнуть. В то же время я вижу, что она пытается просунуть руку в правую лямку. Мы «боремся», она кричит, и Марк говорит это: «Она всегда пытается добиться своего».
Но я знаю: она плачет не потому, что избалованная. Очевидно, что просто я всё делаю не в том порядке, в котором она привыкла. Прежде всего, обычно Марк пристегивал её, и он делал это по-своему. Я явно делаю не так. Порядок очень важен для маленького ребенка, и это не только отсутствие бардака в доме, но и привычная очередность действий. Если нет порядка или что-то происходит не в той последовательности, – всё, истерика обеспечена! Малыш не хочет испортить вам настроение, просто у него есть такая особенная потребность.
Чтобы вы лучше поняли, о чём я говорю, объясню на собственном примере. Каждое утро, чтобы проснуться, я должна сделать следующее: почистить зубы, умыться, выпить стакан воды, а затем чашку некрепкого сладкого кофе. Если я пропущу что-то из этого списка, весь день пойдёт наперекосяк. А если у меня вдруг кончился сахар или кофе, или вообще и то и другое, тогда даже не пытайся со мной разговаривать. Теперь представьте, что мы с вами живём вместе. И даже если у вас нет таких же потребностей, как и у меня, вы же будете уважать мои, правда? Чтобы избежать моего утреннего гнева, вы скорее всего отдали бы свой кофе мне и попросили меня выпить его как можно быстрее! И с малышом происходит то же! Ребёнку очень нужен порядок, даже если вы в нём совсем не нуждаетесь. А что вы делаете, когда малыш выражает свой гнев и разочарование, потому что не видит порядка, который ему так необходим?
Я решила позволить Брук показать мне, что ей нужно. Я отцепила нижний левый ремень, который я силой пристегивала, и стала ждать, что она будет делать дальше. Она засунула правую руку под ремень и застегнула пряжку. Теперь, когда обе руки находились под ремнями и пряжка была застёгнута, она ждала, чтобы я пристегнула нижние ремни, что я и сделала. На этот раз мне не нужно было её заставлять. Она откинулась в кресло, посмотрела в окно и стала напевать песенку про паучка. Мы поехали и всю оставшуюся дорогу не услышали от неё ничего, кроме этой песенки. Она точно знала, чего хотела. Если бы я не прислушалась к ней, она так бы и плакала всю дорогу домой. Вместо этого у нас был мир и покой.
Маленький ребёнок активно изучает устройство мира, поэтому вокруг него должен быть порядок. Дети, достигшие шести лет, уже многое понимают, и им не нужен внешний порядок, чтобы чувствовать себя спокойно. Вот почему школьники младших классов могут быть совершенными разгильдяями и всё равно оставаться счастливыми. Взрослые называют тоддлеров «эти несносные двухлетки и трёхлетки», потому что не понимают своих детей. У малышей есть потребности, которых ни у вас, ни у меня, как и у всех взрослых, больше нет. Мы не можем понять, в чём дело, почему ребёнок расстроен. Если вы хотите мирно сосуществовать с вашим ребёнком, начните внимательно за ним наблюдать. В следующий раз, когда ваш малыш вдруг начнёт кричать, попробуйте выяснить, что не так, как он привык. Что-то лежит не на той полке? Что-то сделано не в том порядке? Поменялся распорядок дня? Если вы сможете разгадать эту головоломку, вы и ваш малыш станете гораздо счастливее. И тогда вы увидите, что с «несносным двухлеткой» не так уж и тяжело!