Просмотр телевизора всегда был лишь одним из вариантов проведения свободного времени, а отнюдь не обязательной частью жизни. Но вот что мы видим из этих данных: среднестатистический ребёнок примерно 4 часа в день проводит перед телевизором; если телевизор установлен в спальне ребёнка, добавьте к этому времени ещё 1,5 часа.
Эти цифры показывают, что, сравнивая затраченное время, просмотр телевизора можно поставить наравне с обучением, общением и даже сном. Теперь телевизор – это не наш свободный выбор, он стал обязательным предметом в доме.
Открытие Марии Монтессори заключалось в том, что дети обладают невероятной способностью: впитывающим разумом. Монтессори-метод создал самые лучшие материалы и занятия, которые может впитать ребёнок, что поможет ему развиваться и стать уверенным учащимся, самостоятельно решать проблемы и в будущем внести позитивный вклад в общество. Но что может впитать развивающийся разум ребёнка, который каждый день почти треть суток проводит перед экраном телевизора?
Монтессори-ребёнок и насилие по телевизору
Как сказано в докладе Комитета Сената США по судебным вопросам, среднестатистический американский ребёнок к 18 годам увидит по телевизору 200 000 актов насилия и 16 000 имитаций убийства.
В течение последних десятилетий были проведены сотни исследований, доказывающих связь между просмотром и совершением насилия. Эти исследования подтверждают то, что все Монтессори-педагоги и родители уже и так хорошо знают: повторение ведёт к овладению предметом.
Обычно не нужно заставлять ребёнка работать с шершавым алфавитом 200 000 раз для того, чтобы он овладел им. Но мы видим, что результат обычного повторения любой практики – доскональное знакомство с навыком. Ребёнок, которому на протяжении 18 лет его жизни 16 000 раз давали указания о том, как совершать убийства, овладел, по сути, предметом убийства. Немногие родители желают этого своим детям.
Монтессори-метод основывается на чувстве спокойствия внутри себя и в обществе. Проявлять милосердие в сложных ситуациях и ненасильственно разрешать конфликты – важные навыки, которым нужно научить ребёнка, чтобы он стал продуктивным членом общества и мирным гражданином планеты. Усилия Монтессори-педагога направлены на то, чтобы вдохновить детей на разрешение разногласий мирным путём, независимо от того, как часто они повторяются. Но шансы на успех в этой работе, конечно, значительно подрывают телевизионные шоу, которые 200 000 раз демонстрируют агрессивное поведение в качестве эффективного способа разрешения конфликтов в жизни.
Монтессори-ребёнок и секс на экране телевизора
Согласно данным опроса, проведённого Фондом семьи Кайзер, количество сексуальных сцен на телевидении с 1998 года увеличилось в два раза. Подобные сцены содержат 70% из 20 самых популярных телепрограмм для подростков. То есть примерно пять сцен в час, связанных с сексом.
В основе Монтессори-метода – необходимость помочь ребёнку уважать себя. Чувство собственной значимости позволяет ребёнку не только решать возникающие проблемы, но и признать ценность и права других. Сегодня в Америке один из четырёх сексуально активных детей имеет заболевания, передающиеся половым путем. Эти цифры, а также физические и психологические последствия для детей, живущих с такими болезнями, ставят жизненно важный вопрос для каждого американского ребёнка: если половая активность представляет опасность для моей жизни и жизни других людей, может быть, стоит воздержаться от интимной связи до брака?
Для родителей ответ очевиден, потому что мы хотим, чтобы наши дети были здоровы и прожили долгую счастливую жизнь; были полезными, а не опасными для общества. Но тысячи часов «секс-инструкций» в телепрограммах приводит к тому, что наши дети не только осваивают навыки угрожающего жизни сексуального поведения, но из-за постоянного повторения принимают его как нормальное.
Монтессори-ребёнок и реклама по телевизору
В Монтессори-среде ребёнок узнает, что его ценность заключается в нём самом и в возможности прожить красивую и полезную жизнь. Но в 20 000 телевизионных рекламных роликах, которые видит среднестатистический ребёнок каждый год, присутствует другое сообщение: ребёнок ценен, потому что способен потреблять продукты и таким образом финансировать корпорации. Многочисленными исследованиями установлено, что дети младше восьми лет не в состоянии понять необъективность рекламы и поэтому воспринимают её как истину.
Маркетологам платят за то, чтобы они пользовались детской уязвимостью и находили самые выгодные способы навязать ребёнку необходимость игрушек, фастфуда, видеоигр или того, что производит рекламодатель. Музыка, насилие, сексуальность и различные другие уловки используются, чтобы вызвать у ребёнка нужную реакцию. Подумайте: самые успешные люди в рекламе детских продуктов – те, кто лучше манипулирует детьми.
Мы, Монтессори-родители и педагоги, создавая обучающую среду для своих детей, руководствуемся благими намерениями и тем результатом, которого хотим достигнуть. Маркетологи имеют свои цели на наших детей, но определить, подходят ли они детям, нужно только нам самим. Мы создаём среду, в которой наши дети живут и учатся, и должны выбирать, какие материалы будут доступны для их впитывающего разума. Телевизор – возможный, а не обязательный предмет, и его наличие в доме – единственный способ телепродюсерам и маркетологам получить доступ к среде наших детей.