Как родитель и учитель в Монтессори-классе для дошкольников я заметила несоответствие между поведением моей дочери дома и в школе. Она отлично справляется со своей работой в школьной Монтессори-среде. Дома же, беря в руки веник после ужина, со слезами на глазах заявляет, что не знает, как подметать пол.
В школе обучают навыкам от простых к сложным, новые элементы добавляются постепенно. Новая задача содержит в себе достаточно знакомых элементов, чтобы ребёнок преуспел. Например, в моём классе дети развивают такие навыки, как насыпание сухих материалов, отжимание губки, переливание из сосуда в сосуд, используют лотки для протирки, наполняют и носят вёдра с водой, моют полы, сочетая это с рисованием. Собственный опыт создает комфорт, уверенность, воспитывает умения в ребёнке. Такой комплексный подход позволяет каждому ребёнку раскрыть свой потенциал.
В стремлении к независимости ребёнка дом и школа могут оказать друг другу неоценимую помощь. Конечно, превращать мои кухню и комнату в Монтессори-класс было бы не очень удобно, хотя обе среды могут оказать поддержку как философское выражение одних и тех же принципов. Мы можем дать нашим детям достаточно времени, ожидать от них выполнения того, что соответствует их возрасту и чётко нами сформулировано, и верить в их собственные силы. Всё это те же принципы, которыми руководствуется и Монтессори-педагогика.
Дети с малых лет способны делать работу по дому, однако им нужно достаточно времени и пространства для того, чтобы «делать это самим». Например, дети 3–4-х лет могут протирать столы, складывать полотенца и сортировать посуду. Дети постарше могут убирать посуду со стола, разбирать одежду и мыть окна. Задания, которые даются детям без той спешки, характерной для современной жизни, позволяют детям сфокусироваться на ручной работе и использовать собственные возможности, чтобы с ней справиться. Детям требуется не только компания, пока они трудятся. Мы, родители, должны быть не столь требовательны и готовы принять не самый лучший результат, ведь это отражает то, на что ребёнок способен. Наконец, наши дети имеют право на борьбу с трудностями, возникающими при освоении новых навыков.
Несмотря на мои знания и опыт, я по-прежнему борюсь с желанием броситься дочери на помощь при первых признаках неудачи. Мы лишаем наших детей возможности научиться самим, когда вмешиваемся; хуже того, мы можем этим поддерживать в них ощущение собственной беспомощности.
Я попробовала другой подход на своей дочери, вспомнив цитату из «Метода Монтессори»: «Ребёнок, который не делает сам, не узнает, как делать» (1). Я начала с анализа задачи подметания и исключила все намеки на временные ограничения. В тот вечер мы подметали вместо того, чтобы мыть. Я попросила её принести веник и удивилась, когда она принесла маленький веник и совочек. Оказалось, что это были её инструменты, которыми она подметала свою зону в классе. Я ошибочно полагала, что она знает, как использовать обычный веник для подметания большой площади.
Показав ей, как использовать детский веник для этой цели, я вышла, несмотря на её заявления, что это «слишком тяжело». Спустя час она подмела кухню и принялась за комнату. Хотя это и не была идеальная работа, но улыбающийся ребёнок был зримым доказательством её удовлетворения от самостоятельных действий.
Не могу сказать, что моя дочь превратилась в эффективного, довольного подметателя полов. Тем не менее, в тот вечер она начала изучать важный навык и, что важнее, оправдала свои собственные внутренние ожидания. Для меня же этот эксперимент был напоминанием о том, что учителя и родители вместе несут ответственность за воспитание уверенного в себе и самостоятельного ребёнка. Если мы как родители уделим время тому, чтобы помочь нашим детям самим выполнять работу по дому, то они вырастут независимыми и компетентными взрослыми.
Автор: Стейси Дженсен
Опубликовано в журнале Montessori Life, Fall 2013
Ссылки:
1. Montessori, M. (2010). The Montessori method. Readaclassic.com.