Основная трудность воспитания для многих - это отказы. Под отказами я понимаю неразрешение чего-то ребенку, прямое или косвенное родительское "нет" в ответ на прямую или косвенную просьбу ребенка.

В такие моменты часто возникают конфликты, ссоры, обиды. Дети плачут, родители злятся. И часто не понимают, как быть. Одни спрашивают себя: как отказать так, чтобы не обидеть, не ранить. Другие - как отказать так, чтобы слушался. Третьих волнует и то, и другое.

1koOuwmFEog.jpg

Хорошая новость для тревожных родителей заключается в том, что отказывать - полезно. Это то, в чем нуждается ребенок, ему это нужно. Отказы создают для ребенка границы, на которые он может опираться и чувствовать себя в безопасности, ощущать стабильность среды. Получая отказы, он узнает, как устроен мир, что в нем можно, а что нельзя. При помощи отказов ребенок познает структуру мира, мир становится яснее, точнее и четче.

Представьте себе мир без границ, без запретов. Не существует светофоров, правил движения, законов, расписания, границ между странами. Это породило бы хаос, жить в таком мире опасно и тревожно. И это ровно то, что чувствует ребенок, если его родители недостаточно четко очерчивают границы - ему тревожно, ему опасно. Такой ребенок может снова и снова "пробовать мир" на прочность границ, не слушаясь вас, желая столкнуться с запретом. Всем важно иметь структуру.

5768c5a6750ae.jpg

Правда, это не означает, что следует превратиться в тирана, транслирующего отказы сверху вниз и упивающегося своей властью. Для того, чтобы этого избежать, достаточно соблюдать пять правил:

1. Не ждите послушания сразу.

Сложности в некоторых семьях часто возникают потому, что родители ожидают быстрого стопроцентного послушания. Так не бывает.

Во-первых, дети в каком-то смысле не умеют слушаться. Им нужно этому учиться. Годовалый ребенок не слушается, потому что ему это непривычно: он впервые сталкивается с запретами и понятия не имеет, как себя при этом вести. И, конечно, одного объяснения, что нужно слушаться маму и папу, ему недостаточно.

К тому же мозг годовалого ребенка еще устроен так, что ему очень сложно одновременно и желать чего-то, осознавать это свое желание, и слышать, что это нельзя, и останавливать себя в этот момент. Для годовалого малыша это просто акробатика, он так еще не умеет, и ему нужна помощь.

Подрастающий малыш - на третьем году - начинает взращивать свое "Я", и хоть он умеет уже больше, чем его годовалый брат, но возрастная задача его состоит сейчас как раз в том, чтобы не слушаться. Чтобы перечить, выпячивать свое растущее "Я", протестовать и упрямиться. То есть, конечно, вы можете настаивать, угрожать, наказывать и тем самым "строить" ребенка, но я очень надеюсь, что в ваших родительских планах в первую очередь воспитание счастливого ребенка и уж только во вторую - послушного.

Взрослеющий ребенок тоже не готов слушаться вас легко и сразу. У него есть свои желания, чувства, потребности, свои взгляды на мир. Он - живой. Поэтому запасайтесь терпением и уважением. Годовалому ребенку повторяйте снова и снова, убирая его ручки от конфет и розеток. Трехлетку ловите и обнимайте. Шестилетке спокойно все объясняйте. С подростками делитесь своими страхами. Но не ждите, что вас точно будут сразу же слушаться. К счастью, этого не произойдет.

2. Следите за своими тоном и чувствами.

Отказывать нужно спокойно. Цель отказа - сообщить, что так нельзя, что это неправильно. Или что вы этого по какой-то причине не дадите, не разрешите, не можете и не хотите разрешать. Это нормально и естественно, так бывает, так устроен мир, и в идеале это не должно вызывать у родителя всплеска чувств.

Каким тоном вы рассказали бы ребенку о том, что трава - зеленая? Или о том, что земля - круглая? Вот ровно таким тоном и следует давать отказ. Спокойным и дружелюбным.

Очень часто на детских площадках я замечаю, как отказывают детям родители, примешивая зачем-то в отказ массу каких-то лишних переживаний.

- Мама, я не хочу домой!

- Еще два раза скатись и пойдем.

- Еще пять!

- Ага, щас, разбежался!

Такой отказ унизителен. Задача отказа не унизить, не оскорбить, не обидеть, а просто сообщить свое "нет". Что узнает ребенок в этом диалоге, кроме того, что кататься больше нельзя? Что мама его и его желания не уважает, грубит и хамит ему. Ребенок мало того, что учится тому же самому (грубить и хамить), так еще и получает какое-то послание о том, что он тот, кого можно не уважать.

Или такая история:

- Мам, пожалуйста, еще один мультик!

- Я же сказала, что нельзя! Сколько можно просить свои дурацкие мультики! Тебе что, непонятно?!

Здесь мама сердится и отказ разбавляет своим гневом. Я понимаю, жизнь с детьми трудна, и отношения вообще сложная штука, вызывающая массу чувств, но лучше отделять зерна от плевел. Отказ - это отказ: "Нет, нельзя". А чувства - это чувства: "И я на тебя уже сержусь, что ты седьмой раз спрашиваешь".

Также родители "любят" примешивать в отказ страх и тревогу ("Упадешь!", "Машина!", "Глаз выколешь!"), угрозы ("Щас ты у меня получишь", "Я тебе щас дам!", "Поговорим сегодня дома об этом!"), шантаж ("Если не перестанешь, мультики смотреть не будешь/сладкое не получишь/в парк не пойдешь/в гости больше не позовем"), обесценивание ("Прям надо тебе это!", "Было бы из-за чего расстраиваться!", "Ерунда какая-то!") и массу других "прелестей".

Когда вы отказываете, помните: ваша задача - донести информацию. Трава - зеленая, земля - круглая, нам пора домой, кататься больше нельзя.

Задайте себе вопрос: что вы чувствуете, что вами движет. Попробуйте оставить лишнее за скобками. Вы должны просто отказать. Не обвинить, не наказать, не напугать, не обесценить, не отомстить, не унизить, а просто рассказать то, что вы знаете, а ваш ребенок - пока еще нет. Или просто забыл.

kak-izmenit-povedenie-rebenka-1-1038x519.jpg

3. Отказов не должно быть много.

Для меня тут все довольно легко. Точно нельзя того, что опасно для здоровья и жизни, не разрешено то, что нарушает границы других людей, остальное - обсуждаемо.

Некоторые родители отказывают специально, "чтобы воспитать", "чтобы знал", "чтобы не избаловать". Не придумывайте там, где нет. Отказов в жизни ребенка и так выше крыши, не нужно ничего создавать специально. Вы и без того не можете купить ему всего, чего он хочет. Не можете водить его каждый день туда, куда он хочет. Он общается с друзьями только тогда, когда вы организовали встречу. Ему многого нельзя есть и т.д. Жизнь ребенка и так ограничена, точно можно не переживать, что без ваших дополнительно придуманных отказов он не столкнется с суровой действительностью.

Когда вы отказываете, спросите себя: зачем я это делаю, что мною движет? Если вы ощущаете что-то похожее на описанное мной, или смутное желание отомстить ребенку за его непослушание, или потребность показать, что вы - главный, - не делайте этого. "Главность" наращивается вовсе не так. Для ребенка главный тот, к кому он больше всего привязан, а грубые отказы эту привязанность разрушают.

o-SAD-WOMAN-facebook.jpg

4. Сочувствуйте.

Когда ребенок сталкивается с отказом, ему неприятно. Он плачет, злится, обижается, гневается, страдает, расстраивается. Это вполне естественно. Ну не радоваться же ему?

То, что часто делают родители в этот момент - "Не плачь!", "Чего кричишь, я же сказала, что нельзя", "Если не прекратишь, уйдем домой!", "Смотри, даже маленькая девочка не плачет, а ты один ревешь!", "Смотри, птичка летит!" - пытаются путем унижения, сравнения, пристыживания, обесценивания, угроз, отвлечения внимания, запрета заставить ребенка перестать чувствовать.

Чувства ребенка нормальны, их проявления - тоже. Задача родителя - посочувствовать. Ребенок расстроился и рассердился, что уже пора домой, он хотел еще поиграть. Посочувствуйте ему, дайте ему понять, что вы с ним. Погладьте по голове, пожалейте. Это не значит, что вы "идете у него на поводу". Вы ведь все равно пойдете домой. Но не отнимайте у него законного права расстроиться или рассердиться в связи с этим.

172999.jpg

5. Объясняйте.

Этот важный совет я, конечно, адресую скорее родителям детей постарше, но и двухлетнему малышу можно начинать осторожно и доступно пояснять причины своих отказов.

Рассказывайте, почему вы что-то не разрешили. Вы же не просто человек-власть, вы - носитель знания, которым ребенок не обладает. И когда он уже прозлился и прокричался, спокойно разъясните ему, что к чему. Почему вы тащите его домой в обед, почему не отпускаете руку, переходя дорогу.

Вот такая дружелюбная передача знаний, а не авторитарные категоричные послания сверху, на мой взгляд, и есть как раз воспитание.

АННА ЖУЛИДОВА

Отзывы о нашем центре
Екатерина Нурова

С Монтессори центром “Бусинки» я знакома уже 6 лет. Все началось с того, что я искала «развивайку» для старшего. На тот момент я выбрала три центра, но после знакомства, побывав на занятиях, я остановилась на «Бусинках». К нему как-то сразу легла душа. Я увидела, что здесь идут за ребёнком и развитие своевременное, а не ранее (как сейчас модно, но совершенно не полезно).

Любовь Федоренко

Наш сын Арсений уже 5й год посещает монтессори центр «Бусинки». Сначала это был детский сад, а теперь и семейная школа «Буквица». Хочу поблагодарить директора Наталью Вербицкую и всех педагогов, которые работают с детьми! За их чуткое и внимательное отношение, индивидуальный подход к ученикам, и за такую нужную и важную поддержку родителям.

Екатерина Семеина
Ольга Саночкина

Сегодня хочу оставить отзыв о нашем любимом монтесори-центре "Бусинки". Ходим туда как в детский сад в старшую группу. Ходим в сад с удовольствием с первого дня. В центре всегда чисто, весело, дружные дети. Квалифицированные педагоги, понимающие, помогающие. В учебном классе хорошо оснащенная специальными материалами среда.

Заказать
звонок