Несколько дней назад на ресурсе «Yahoo! Вопросы» я прочла просьбу одного родителя рассказать ему о преимуществах Монтессори-образования. Один из полученных ответов отражает опасение, с которым сталкиваются многие Монтессори-педагоги и родители:
«Дети лучше всего учатся играя, а метод Монтессори не предоставляет возможности для сюжетно-ролевых игр – в домик, доктора, пожарного, школу, – где дети тренируют навыки общения и решения проблем, которые пригодятся во всей их дальнейшей жизни». Но является ли сюжетно-ролевая игра лучшим способом обучения ребёнка?
Какое-то время я думала над ответом этого человека, и, поскольку это правда, что большинство школ Монтессори не включают сюжетно-ролевые игры в повседневное расписание, я поняла, что не могу согласиться с мнением, что «игры понарошку» лучше всего развивают навыки общения и решения проблем. Давайте рассмотрим это утверждение поближе.
Осуждала ли доктор Монтессори сюжетно-ролевые игры?
Метод Монтессори призывает педагогов обучать детей с опорой на реальность, а не на фантазию. Понимать правду о причине и следствии – это то, что данный метод пытается привить ученикам. Доктор Монтессори была убеждена, что детям не на пользу искусственные игры, сказки и надуманные истории. Вместо этого она признавала в детях сильную внутреннюю потребность заниматься реальной работой и реальной деятельностью. Каждый человек уже с раннего детства стремится задействовать весь потенциал, чтобы получить одобрение и признание от человеческого сообщества.
Чтобы всё это не создавало у вас впечатление суровости оригинальной программы Монтессори, помните, что и в Монтессори-классах дети играют на крышах, в садах, танцуют и поют вместе. Представьте себе ребёнка, который получает огромное удовольствие в том месте, где жизнь и учёба встречаются естественным путём, поскольку ответственные взрослые заботливо подготовили такое пространство. Мария Монтессори верила в радость.
Дети счастливы в Монтессори-классах, и они даже не задумываются о том, что знают их учителя – всё, что они делают, выглядит как игра, но с полезной целью.
Итак, в то время как в традиционном детском саду проводят много времени за игрой в куклы, домик, продуктовый или зоомагазин, ученики Монтессори имеют возможность приготовить настоящую еду, подмести пол, сделать покупки в супермаркете и позаботиться о питомцах в классе. Вместо того чтобы ребёнок получал послание, что единственная подходящая для него деятельность – это выдуманная, дети Монтессори уверены в том, что они вполне готовы к участию в реальных жизненных делах.
В процессе обучения реальным жизненным навыкам и общению с другими детьми в классе Монтессори ребёнок учится ясно выражать свои мысли, сотрудничать и сопереживать. Не нужно создавать «воображаемую» ситуацию для того, чтобы дети научились этим вполне реальным навыкам.
Наука о детстве
Пожалуйста, не забывайте, что доктор Монтессори была учёным. Что меня в ней больше всего восхищает – Монтессори не позволяла своим ранее сложившимся мнениям заглушать наблюдения. Когда она открывала первый Casa de Bambini, она не предполагала, что дети предпочтут реальную деятельность сюжетно-ролевой игре. И в результате наблюдений она поняла, что дети хотят выполнять настоящие домашние дела, а не просто играть в домик, они хотят изучать флору и фауну Южной Америки, а не представлять, что они её посещают.
Нет ничего, абсолютно ничего плохого в игре в домик или воображаемом путешествии в Южную Америку. В детстве я всё это делала, и мои дети занимаются этим сегодня. Я пытаюсь ответить вот на какие вопросы: как дети учатся лучше всего? Учат ли они так же много в сюжетно-ролевых играх, как хотелось бы уверить нас традиционной педагогике? И единственный ли это путь стать изобретательным и одарённым богатым воображением?
По моему опыту, дети Монтессори более изобретательны и одарены более богатым воображением, чем дети в традиционной системе образования. Как такое может быть? Я думаю, это благодаря их широчайшему кругозору. Они прочитали больше книг, обладают более богатым словарным запасом и, естественно, очень независимы и компетентны. Они знают, где найти информацию, если потребуется. Всё это в совокупности даёт им прочную базу для постройки того, что они решают создать или придумать.
Но ведь дети по природе своей обладают богатым воображением, не правда ли?
Совершенно верно. Воображение – это дар, ставящий человека на особое место. У нас есть дар представлять себе что-то несуществующее: песни, стихи, рассказы, здания. Как впечатляюще! Величайшие авторы, художники, гуманитарии, архитекторы и композиторы мира используют воображение, чтобы обогатить жизнь человечества на протяжении веков.
Я считаю, что вопрос сюжетно-ролевых игр не должен путаться с тем, надо ли отговаривать детей проявлять изобретательность. Учтите следующее: когда люди критикуют систему Монтессори в этой области, они путают понятия «сюжетно-ролевая игра» и «воображение и изобретательность». Сюжетно-ролевая игра – лишь малая часть этих больших направлений развития человечества, и воображение и изобретательность могут воспитываться многими другими способами.
Давайте проведём небольшое сравнение: скажем, что традиционный детский сад и класс Монтессори для детей от трёх до шести лет решили изучать бабочек. Оба класса могут начать день с детской книги о бабочках. Традиционный класс может спеть песню о бабочках, и класс Монтессори – тоже.
На этом сходство заканчивается. В обычном классе дети могут сделать крылья бабочки и затем полетать с ними по классу. В школе Монтессори дети могут сделать какие-то условные карточки и изучить части бабочки или её жизненный цикл. Затем они могут сделать копию изображения бабочки и сделать собственный буклет о её частях.
Скажите, какой из классов выучил о бабочках больше? По-моему, Монтессори. А позже вы можете увидеть некоторых учеников Монтессори, бегающих по площадке, воображая, что они бабочки. Никто не будет их останавливать, в этом нет ничего дурного. Но основная цель ежедневных занятий была изучить бабочек, а сюжетно-ролевые игры не всегда дают конкретные знания, которые желают юные ученики. Это больше опыт и информация.
В заключение
Все люди рождаются со «встроенной» креативностью! Даже если бы метод Монтессори стремился задавить детскую изобретательность, что на самом деле не так, я не верю, что он сумел бы. Вопрос, который мы должны задать, – будет ли учебное время детей проведено наилучшим образом в усвоении реальных задач или лишь в их имитации? Настаиваю, что лучше всего использовать время в классе на то, чтобы дети приобретали навыки практической жизни. Если ребёнок научится хорошо отличать реальность от вымысла, то творческие игры вполне могут стать приятной частью его свободного времени, при этом не путаясь с жизненными задачами.