Для того, чтобы суметь прочесть текст, по меньшей мере требуется знание алфавита. Для того, чтобы «прочесть» рисунок или скульптуру, тоже необходимы определенные знания. Что означают рисунки трехлетних детей? Они напоминают наскальные изображения по примитивности выразительных средств. Но кто способен расшифровать их? Ребенок проводит дрожащую линию, тычет грифелем в белый лист, ставит точку, закорючку, пытается соединить концы кривой линии в круг или в огурец, но рука его пока не слушается. Зачем он это делает? Родители смотрят на ребенка. Любопытные интересуются, что это он нарисовал, и ребенок с удовольствием рассказывает им целые истории про точки и закорючки.

«Надо бы его научить рисовать солнце, домик»,— решают взрослые, не понимая, что их ребенок создает графическую карту своего мира. Вместо того чтобы набраться терпения и проследить за этим свободным творческим процессом, попытаться разгадать его знаки, взрослые навязывают ребенку свой взрослый метод отображения внешнего мира. Ребенок с удовольствием обучается. И ликует, что у него получается похоже. Но на что похоже? На то внешнее, что он воспринимает иначе, чем взрослые (хотя бы потому, что он видит мир в другом ракурсе), а не на то внутреннее, что ему действительно присуще. Современный городской ребенок не видит вокруг себя таких домов, которые рисуют ему взрослые: квадрат, на квадрате треугольник, в квадрате два квадрата, поделенные на четыре части. Это схематическое, шаблонное представление, результат абстрагирования от реального дома, реальной действительности. Это «условность» взрослых, у детей она совсем иного плана.

vK5IgQvESmE.jpg

Действительность же детьми воспринимается не шаблонно, не упрощенно, чему свидетельством насыщенные композиции детских рисунков. Как правило, дети стараются максимально заполнить пространство листа. Большинство из них сначала определяет на листе верх (небо) и низ (землю), а все остальное, что они хотят нарисовать, распределяют в данных пределах. Вероятно, так они и воспринимают мир, и это восприятие закрепляют в них взрослые.

Можно было бы на этом и остановиться. Но, наблюдая, как рисуют дети, я обнаружила в каждой группе двоих-троих детей, для которых не существуют никакие пределы. Они свободно обращаются с листом, крутят его, прижимая пальцем к столу, они начинают с угла или с любой произвольной точки и все-таки приводят композицию к единству, что, кстати, удавалось только классикам, корифеям рисунка. Свободе композиционного решения только и учиться у детей. У тех самых, которые не ставят себе пределов, потому что они изображают свой внутренний мир, а не внешний. Но что такое внутренний мир? Он же не существует сам по себе, вне внешнего. Можно сказать, что и небо, и солнце, и земля присутствуют в их рисунках, но в том соотношении, как это существует в их душе, в их сознании в данный момент.

— Природа задумана по мелодии или по движению? — спросила меня как-то пытливая пятилетняя девочка Аля П.
И ответила за меня:
— Конечно же, и по мелодии, и по движению. Мир-то один. Значит, в нем должно быть все сразу.

Елена Макарова (из книги «Освободите слона»)

Отзывы о нашем центре
Екатерина Нурова

С Монтессори центром “Бусинки» я знакома уже 6 лет. Все началось с того, что я искала «развивайку» для старшего. На тот момент я выбрала три центра, но после знакомства, побывав на занятиях, я остановилась на «Бусинках». К нему как-то сразу легла душа. Я увидела, что здесь идут за ребёнком и развитие своевременное, а не ранее (как сейчас модно, но совершенно не полезно).

Любовь Федоренко

Наш сын Арсений уже 5й год посещает монтессори центр «Бусинки». Сначала это был детский сад, а теперь и семейная школа «Буквица». Хочу поблагодарить директора Наталью Вербицкую и всех педагогов, которые работают с детьми! За их чуткое и внимательное отношение, индивидуальный подход к ученикам, и за такую нужную и важную поддержку родителям.

Екатерина Семеина
Ольга Саночкина

Сегодня хочу оставить отзыв о нашем любимом монтесори-центре "Бусинки". Ходим туда как в детский сад в старшую группу. Ходим в сад с удовольствием с первого дня. В центре всегда чисто, весело, дружные дети. Квалифицированные педагоги, понимающие, помогающие. В учебном классе хорошо оснащенная специальными материалами среда.

Заказать
звонок