Одно из опасений родителей – это то, что ребёнок вырастет эгоистом. Поэтому многие взрослые чуть ли не с раннего возраста стараются искоренить эгоизм у ребёнка.

Давайте сначала вспомним, что такое эгоизм. Эгои́зм – поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде. Эгоизм проявляется тогда, когда человек ставит свои интересы выше интересов других и действует в своих интересах в ущерб интересам других.

Malyshi-na-trave-620x420.jpg

Для маленького ребёнка нормально всегда ставить свои интересы выше интересов других. Вырастая, ребёнок начинает заботиться не только о своих интересах, но и думать о других людях. В идеале это происходит естественным путём. Ребёнок видит, как в семье все заботятся друг о друге, чувствует заботу членов семьи о себе и начинает учиться не только брать, но и отдавать.

Однако родители иногда начинают с раннего возраста учить ребёнка «не быть эгоистом». Как они это делает? Требуют, чтобы ребёнок всегда в обязательном порядке делился сладостями, игрушками; ругают ребёнка, если он не хочет этого делать или попросту забыл. Эффективный ли это приём? Если ребёнок делится не по доброй воле, а потому, что на этом настояли родители, то сам ребёнок от этого не меняется. Меняется только его поведение.

Приведём пример. Бабушка всегда заставляла четырёхлетнего Максима делиться. И действительно, когда бабушка была рядом, Максим всегда делился. Но когда бабушки не было, Максим не делился никогда. Просто он знал, что бабушка всё равно заставит поделиться. И было проще уступить. Поэтому Максим поступал так, как требовала бабушка.

Но как же помочь ребёнку не стать эгоистом? Один из действенных способов – это помочь ребёнку увидеть эгоизм других. Это не значит, что мама неожиданно должна съесть кило конфет на глазах у ребёнка и не поделиться. Не стоит провоцировать ситуации, где объектом эгоизма будет ребёнок. Лучше всего найти какую-то ситуацию во внешнем мире.

Delitsya.jpg

Приведу свой пример. Как-то так получилось, что феномен эгоизма своим детям я демонстрировала на примере обезьяньих семей в Сухумском питомнике и в институте физиологии им. И. П. Павлова. Сразу сделаю ремарку для взрослых читателей. Эгоизм – это социальный феномен, феномен человечества. У животных нет ни эгоизма, ни альтруизма. Но детей в такие тонкости психологической науки можно не посвящать. По крайней мере, пока (уважаемых читателей, которые хотят подискутировать на тему того, есть ли у животных эгоизм, отсылаю к классическим трудам А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Л. А. Фирсова и других). Однако наблюдение за животным может быть очень полезно для детей. Вернемся же к эгоизму.

Итак, мы ходили кормить обезьянок. Обезьянки высовывали лапки из клетки, а мы давали им кусочки морковки и яблок. Обезьянки очень разные. Одни тихие и спокойные, другие активные и даже агрессивные. Но особенно детей впечатлила семья обезьянок: самка, самец и малыш. Знаете, как вёл себя самец? Самец всегда отталкивал самку и детёныша и ел сам еду, которую давали посетители. Люди же старались перехитрить самца: кидали самке и детёнышу еду, отвлекали его, чтобы они могли взять кусочек морковки…

Уже через несколько минут наблюдения за животными дети начинают задумываться о том, что происходит. И вот она – педагогическая ситуация! Остаётся только спросить ребёнка, что он думает об этом. Чьё поведение ему нравится, а чьё – нет. Дети обычно очень впечатлены поведением самца. После посещения обезьян они долго рассказывают всем о том, что видели. Это хороший повод поговорить и о поведении окружающих людей и о самом ребёнке. Вы можете спросить ребёнка о том, было ли так, что папа съел целый торт и ни с кем не поделился и т. д. Можно вспомнить ситуации, когда ребёнок поделился и похвалить его.

Таких впечатлений вполне достаточно для ребёнка 4–5 лет: видеть поведение животного, которое в среде людей называется эгоизмом… А дома, наоборот, видеть заботу близких друг о друге. Конечно, это не единственный возможный путь. Уверена, что вы можете придумать и какие-то другие способы показать ребёнку разные типы поведения.

ЮЛИЯ ГУСЕВА

Отзывы о нашем центре
Екатерина Нурова

С Монтессори центром “Бусинки» я знакома уже 6 лет. Все началось с того, что я искала «развивайку» для старшего. На тот момент я выбрала три центра, но после знакомства, побывав на занятиях, я остановилась на «Бусинках». К нему как-то сразу легла душа. Я увидела, что здесь идут за ребёнком и развитие своевременное, а не ранее (как сейчас модно, но совершенно не полезно).

Любовь Федоренко

Наш сын Арсений уже 5й год посещает монтессори центр «Бусинки». Сначала это был детский сад, а теперь и семейная школа «Буквица». Хочу поблагодарить директора Наталью Вербицкую и всех педагогов, которые работают с детьми! За их чуткое и внимательное отношение, индивидуальный подход к ученикам, и за такую нужную и важную поддержку родителям.

Екатерина Семеина
Ольга Саночкина

Сегодня хочу оставить отзыв о нашем любимом монтесори-центре "Бусинки". Ходим туда как в детский сад в старшую группу. Ходим в сад с удовольствием с первого дня. В центре всегда чисто, весело, дружные дети. Квалифицированные педагоги, понимающие, помогающие. В учебном классе хорошо оснащенная специальными материалами среда.

Заказать
звонок