«Твёрдость и послушание – две стороны одной медали», – Антуан де Сент-Экзюпери.
Мы, взрослые, ожидаем от ребёнка послушания. Часто мы хотим, чтобы он просто делал то, что нужно именно нам, потому как цели наши правильные и мы хотим, чтобы наши дети понимали и осознавали это. Но нужно задать себе вопрос: а может ли ребёнок нас слушаться в принципе? Способен ли он в любой момент времени это делать? Нужно отдавать себе отчёт, что послушание – это способность, которая развивается с течением времени. Это функция, которая не может быть постоянной. И эта способность непосредственно связана с возможностью ребёнка контролировать своё поведение, то есть самоконтролем. А самоконтроль, в свою очередь – волевое действие.
Каким же образом мы можем способствовать воспитанию детей, которые смогут самостоятельно контролировать себя, одновременно принимая авторитет взрослого и при этом не теряя самостоятельности мышления? Как провести их от «упрямого своеволия» к сформировавшейся воле, необходимой, чтобы следовать своему курсу в сложностях уже взрослой жизни? И как помочь детям уже в начале жизненного пути обрести умение свободного выбора созидательной деятельности в совокупности с возможностями высокой концентрированности на ней, невзирая на внешние помехи, которые так и норовят отвлечь неокрепшее ещё хрупкое детское внимание? Какие этапы проходит способность к послушанию?
Важно понимать законы развития ребёнка и не пытаться спорить с его природой, чётко представляя, на каком уровне послушания ребёнок может находиться в данный момент времени. Нужно создать условия, в которых воля ребёнка будет развиваться наиболее продуктивно. А воля развивается в тот момент, когда ребёнок САМ выбирает действие.
Концепт послушания взаимосвязан с понятиями свобода и дисциплина. Настоящее послушание возникает изнутри, и оно не может проявляется как ответ на внешнее давление. Важно усвоить, что послушание и подавление – понятия глубоко различные.
Постулат «хороший ребёнок – послушный ребёнок» предусматривает появление послушания через путь подчинения, что является тупиком, поскольку ведёт к конформности (приспособленчеству). Послушание гораздо продуктивнее рассматривать как свойство человека, которое в принципе необходимо для существования общества. Это качество вовсе не даётся при рождении, но его можно и нужно развивать.
Первый уровень послушания (чаще до 3 лет)
Иногда ребёнок может слушаться, иногда – нет. Ребёнок ещё просто не готов к полному послушанию. Он, возможно, и хотел бы слушаться, да не может пока: к этому не готова его психическая структура. Он ещё находится во власти своих импульсов, они подталкивают его к действию. Когда он научится сдерживать и контролировать их, то из его спонтанности вырастет воля и осознанность действий.
До трёх лет ребёнок не может повиноваться, если полученный им приказ не соответствует одному из его жизненных устремлений. Это происходит потому, что его формирование ещё не закончено. Он занят бессознательным формированием механизмов, нужных его личности. Он ещё не достиг того уровня, когда он может осознанно управлять своими пожеланиями. Уметь управлять собой – значит достичь нового уровня развития. Чаще всего взрослые, у которых в семьях есть маленькие дети, безотчётно принимают тот факт, что не стоит ждать послушания от двухлетнего ребёнка. Но даже и после трёх лет он не может ВДРУГ раз… и начать действовать согласно воле другого, пусть даже и родного, пусть даже и авторитетного человека, которому он доверяет. И так же не может ещё уловить причину, почему он должен делать то, что мы требуем от него. Он может слушаться лишь в том случае, если внешние пожелания совпадают с его внутренними устремлениями. Поэтому нужно несколько раз подумать, прежде отдавать ребёнку распоряжение, сможет ли он в принципе выполнить его.
Если описать происходящее на языке нейрофизиологии, то ребёнок находится под властью инстинктов и рефлексов. Его поведение управляемо на уровне базовых внутренних программ, изначально заложенными в него природой. Это ещё мозг «действий», поэтому многое на этой стадии завязано на двигательных активностях. Развитие мозга в этом периоде сильно зависит от движений разнообразного характера и от сенсорного опыта ребёнка, особенно тактильного, вестибулярного и мышечно-суставного (проприоцептивного). Эта первая доминанта – стриопаллидарная система головного мозга.
Внешне послушание ребёнка на этой стадии зависит, прежде всего, от проявления ростков его воли, а развиться она может только в процессе эксплуатации. Прорасти она может только изнутри, поддерживаемая постоянными тренировками. Воля в данном случае прежде всего проявляется в развитии способности самоконтроля своих произвольных двигательных импульсов.
Второй уровень послушания (от трёх до шести-семи лет)
У ребёнка уже есть и воля, пусть пока фрагментарно-эпизодическая, и возможности слушаться. Его возможности теперь объединены и подвержены самоконтролю, у него есть необходимые волевые ресурсы, он может подчиняться и воле других людей, обладающих для него авторитетом. Это большой шаг вперёд по пути послушания. Ребёнок может впитывать желания другого и выражать их своим поведением. Но сам процесс послушания ещё нестабилен и не доставляет ребёнку явного удовлетворения. На этом уровне ребёнок осознаёт свои желания и может, опираясь на стороннюю волю, проводить многие сложные и осознанные действия. Но при отсутствии внешней волевой подпитки ресурс послушания быстро истощается.
Опишу происходящее языком нейрофизиологии: управление поведением переходит к постепенно формирующейся лимбической системе. А это уже чувствующий мозг, мозг эмоций. Он перерабатывает эмоциональную информацию, помогает определиться ребёнку с предпочтениями (что нравится, а что нет), анализирует поток ощущений, поступающий от органов чувств. Возможности этого этапа позволяют устанавливать близкие отношения с другими людьми.
Не стоит бояться ярких эмоциональных проявлений, теперь ведь активно развивается эмоциональный интеллект.
Третий уровень послушания (после шести-семи лет)
Ребёнок может и хочет слушаться, причём делает это с удовольствием. Его послушание направлено в сторону человека, чей авторитет и превосходство он ощущает. Это может показаться парадоксом, но послушание только увеличивает его свободу.
Нужно чётко отделять авторитет от авторитаризма. Послушание – это вопрос добровольного выбора ребёнка, а вовсе не требование авторитарного воспитателя. В представлении большинства людей воспитание в основном направлено на подавление воли ребёнка и замещение её волей взрослого, что в свою очередь требует беспрекословного подчинения со стороны ребёнка. Тогда как в Методе предусматривается только временная волевая поддержка. Как только ребёнок может обходиться без неё, мы сразу уходим в тень. Воля, построенная на страхе, – это уже подавление. Задача в том, чтобы получить послушание за счёт единения класса детей с развитой волей. Держать класс сцеплённым только подавлением не есть путь, заложенный в Методе. Это скорее имеет отношение к традиционной педагогике. Конечно, это предполагает установку и поддержание баланса свободы и порядка в классе. Свобода в классе не предполагает вседозволенности, она неразрывно связана с ответственностью за свои действия. Но спонтанный порядок и дисциплина прорастают именно из этой свободы, то есть ребёнок не подавлен и запуган, находясь в постоянном стрессе, а радостен и доволен.
На уровне нейрофизиологии это проявляется в созревании «думающего мозга». Это постепенное начало созревания неокортекса. Кора головного мозга обеспечивает интеллект, креативное мышление, вычисления; если созревание достаточно, то и эмпатию, сострадание и любовь.
Фокус в том, что все эти уровни и соответствующие им периоды развития мозга проходят последовательно, этапы нельзя пропускать или перепрыгивать. И при начале работы новой управляющей системы старые никуда не деваются, они продолжают функционировать и выполнять свои задачи, просто постепенно утрачивают приоритетно-управляющие функции. Если какой-то из этапов психического развития не прожит до конца, то ребёнок при первой же возможности пытается вернуться на предыдущий уровень. Если ребёнок ещё не прожил до конца период эмоционального или двигательного доминирования, а мы пытаемся воздействовать на него рациональным путём, то он просто скатится на соответственные этапы – двигательный или эмоциональный.
Как проходит активизация новых уровней? Чем чаще ребёнок пользуется своими нервными проводящими путями, тем быстрее и эффективнее по ним проходят импульсы. Дети сами строят свои пути, постоянно используя их. Движения в сочетании с ощущениями жизненно необходимы для построения прочных путей и связей. Задача взрослого – поддержать возможности эффективного развития ребёнка. В Методе мы достигаем положительного результата за счёт грамотно сформированной среды.
Будет здорово, если все взрослые станут осознавать свою ответственность перед детством, не стараясь вытянуть ребёнка на недоступную ещё пока для него высоту, предоставляя возможности для своевременного развития.