Мария Монтессори более чем прохладно относилась к игрушкам. При этом сейчас трудно себе представить детскую комнату или игровую в детском центре или детском саду (если только это не место, организованное по принципам Монтессори), не наполненную игрушками. Как известно, Монтессори говорила о том, что дети с большим интересом работают с реальными предметами.

Значит ли это, что нужно отказаться от игрушек?

Boy And Toy Gun 001 620x420Так как нам известно, что Мария Монтессори разрабатывала свои идеи почти столетие назад, нам важно учитывать исторический контекст. Какими игрушками играли дети того времени? Если мы почитаем художественную литературу начала ХХ века, посмотрим фото, где представлены игрушки, то мы сможем ответить на этот вопрос. Игрушки были двух типов: совсем простые (глиняные свистульки, простые фигурки из дерева, оловянные солдатики) и невероятно сложные (механическая карусель, шарманка, дорогие фарфоровые куклы в богатых платьях).

У детей того времени не было большого количества игрушек. И дорогими игрушками они не играли. На такие игрушки с восхищением смотрели… Причём преимущественно взрослые. Была какая-то особая польза от этих игрушек? Нет, не было. Развивающий потенциал таких игрушек практически нулевой. В современном мире аналогом таких игрушек являются интерактивные игрушки и те игрушки, которые очень точно воспроизводят реальность. Чем же плохи интерактивные игрушки? Конечно, одна такая игрушка не помешает ребёнку. А если такие игрушки преобладают у ребёнка? С забавным говорящим щенком нельзя играть. На него можно только смотреть и, нажимая ему на животик, слушать его слова. Точно так же на летающую куклу можно смотреть, управляя её полётом. Особенностью этих игрушек является то, что ребёнок не может сам решать, как играть этими игрушками. Способ игры предопределён функциональными возможностями игрушки. То же самое касается «почти настоящих» игрушек, которые, однако, таковыми не являются. «Варить» суп из пластмассовых овощей определённо не то же самое, что помогать маме или папе резать настоящие овощи… Эти игрушки совершенно бесполезны и однозначно менее интересны, нежели настоящие бытовые предметы.

А что же простые игрушки? Нужны ли они детям? Самые простые игрушки дают возможность развитию у ребёнка символической репрезентации. Символическая репрезентация (symbolic representation) – это способность представлять прошлые и настоящие события, опыт и понятия с помощью слов, изображений, жестов или других знаковых средств. Появление у ребёнка символических репрезентаций – это важный этап развития мышления. Как появляются первые символические репрезентации у ребёнка? Вот ребёнок берёт деревянный брусок и подносит его к уху. Это телефон. А через пять минут этот же брусок становится машинкой, потом кусочком хлеба, которым ребёнок «кормит» зайчика, и так далее. Конечно, можно купить ребёнку и телефон, и машинку, и даже игрушечные продукты. Но ведь мир настолько многообразен, что мы не сможем создать в детской его уменьшенную копию. Да это и не нужно. Имея в арсенале самые простые игрушки, с помощью символической репрезентации ребёнок воссоздаст всё, что хочет. И тогда это будут развивающие игры. Ребёнок придумывает себе игру и, если для этой игры нужны какие-то предметы, он находит в окружающей среде то, что ему нужно. Помните, как дети вместо тарелочек используют листочки, а вместо каши – песок? Заменяя один предмет другим, ребёнок проявляет поисковую активность, эффективно адаптируется в окружающей среде. Такой ребёнок проявит сообразительность и в будущем.

Girls Playing 001 1024x685Пожалуй, современным родителям, бабушкам и дедушкам стоит ориентироваться на свои игрушки. Советским детям в этом смысле повезло. У них уже не было бесполезных дорогих, вычурных игрушек и не было ещё более бесполезных интерактивных игрушек. У советских детей обычно были кубики, набор посуды, машинки, куклы, несколько мягких игрушек. Всё остальное появлялось за счёт символической репрезентации и за счёт участия в обычной жизни семьи (уборка, стирка, работа в огороде).

Нужны ли игрушки? Ответ прост. Самые простые игрушки ребёнку нужны. Но никакие интерактивные игрушки не заменят ребёнку реальный мир.

Юлия Гусева.

Источник

Отзывы о нашем центре
Екатерина Нурова

С Монтессори центром “Бусинки» я знакома уже 6 лет. Все началось с того, что я искала «развивайку» для старшего. На тот момент я выбрала три центра, но после знакомства, побывав на занятиях, я остановилась на «Бусинках». К нему как-то сразу легла душа. Я увидела, что здесь идут за ребёнком и развитие своевременное, а не ранее (как сейчас модно, но совершенно не полезно).

Любовь Федоренко

Наш сын Арсений уже 5й год посещает монтессори центр «Бусинки». Сначала это был детский сад, а теперь и семейная школа «Буквица». Хочу поблагодарить директора Наталью Вербицкую и всех педагогов, которые работают с детьми! За их чуткое и внимательное отношение, индивидуальный подход к ученикам, и за такую нужную и важную поддержку родителям.

Екатерина Семеина
Ольга Саночкина

Сегодня хочу оставить отзыв о нашем любимом монтесори-центре "Бусинки". Ходим туда как в детский сад в старшую группу. Ходим в сад с удовольствием с первого дня. В центре всегда чисто, весело, дружные дети. Квалифицированные педагоги, понимающие, помогающие. В учебном классе хорошо оснащенная специальными материалами среда.

Заказать
звонок