Ребенок, попадая в наш мир, видит его совершенно неприспособленным для своей жизни: у него плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предметами. В группах Монтессори ребенок с первых минут попадает в так называемую "подготовленную среду", в которой все пособия абсолютно доступны и находятся на высоте детского роста. “Предметы, окружающие детей, должны соответствовать росту и силе детей: легкая мебель, чтобы дети могли ее легко переставлять, низенькие шкафчики, доступные им по росту, легко открывающиеся замки, выдвижные ящики, легкие двери, которые ребенок может легко отпереть и запереть, низкие вешалки для одежды, щетки по руке ребенка, мыло, помещающееся в его ладони, чашки для умывания такой величины, чтобы дети сами могли их выливать, щетки для полов с короткими гладкими ручками”.
Подготовленной эта среда является потому, что имеет четкую логику построения и до мелочей продуманное содержание, соответствующее естественным психологическим потребностям ребенка. Материалы, находящиеся в среде – это специально отобранные материалы, которые выдержали испытание временем: все они возникли в результате многолетних наблюдений над детьми, те же из них, к которым дети не проявляли интереса, были удалены за ненадобностью.
Подготовленная среда включает в себя также атмосферу помещения. Пространство, окружающее ребенка – уютное и комфортное, ребенку должно быть в нем хорошо. Необходимая составляющая – чистота и порядок, необходимость их постоянного поддержания.
Гигиена важна для ребенка не только как фактор сохранения его здоровья, но и с точки зрения его воспитания. Чистота в комнате побуждает ребенка самого поддерживать порядок. Важно, чтобы ребенок постоянно видел все вещи лежащими на своих местах. Он впитывает все из окружающей среды, и окружающая среда влияет на формирование чувства порядка. На основе внешнего порядка ребенок строит внутренний порядок в себе самом. Происходит это в результате присвоения, обращения внешнего порядка во внутренний. Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок – порядок в мыслях, поступках, уровень саморегуляции в целом – будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая его среда в детстве.
Большое значение имеет эстетическое оформление помещения, красота. Но красота здесь не в украшениях и роскоши, а в гармонии линий и цветов, в простоте.
Подготовленная среда состоит из пяти зон развития, которые ребенок последовательно осваивает за время пребывания в группе.
Первая зона, в которой обычно ребенок начинает свою работу по приходу в группу, - зона упражнений практической жизни. Упражнения с материалами, которые находятся здесь, помогают ребенку заботиться о себе. Здесь он учится правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, мыть руки, посуду, стирать, гладить и многое другое, что обычно не разрешают делать дома, так как не у каждой мамы хватает терпения смотреть, как ребенок размазывает грязь, вытирая пыль со стола или неумелыми ручками моет чашку. Маме легче помыть самой. В группе же Монтессори учитель, возможно, перемоет за малышом, но сначала покажет, как это делается и даст ребенку попробовать.
Упражнения практической жизни включают в себя также материалы, которые связаны с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов - все то, что развивает движения руки и является подготовительным этапом перед освоением письма, чтения и математических абстракций. Все предметы, которыми пользуется ребенок, настоящие, а не игрушечные. Здесь имеется ряд красивых бьющихся и легких предметов. Согласно Монтессори, “... такие вещи по самой своей хрупкости становятся “воспитательным материалом”. Если ребенок разбивает стеклянную чашку или разливает на пол воду, работает принцип педагогики Монтессори – автоматический контроль ошибок - ребенок сам видит свою неловкость, он искренне расстроен и нет необходимости его ругать.
Следующая зона - зона сенсорного развития. Здесь ребенок может получить все ощущения, связанные с чувствами. С помощью материалов, находящихся здесь, он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, тренируется в различении веса предметов, развивает мускульную память. Нахождение ребенка в этой зоне подготавливает его к вступлению в математическую зону.
Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет, получил конкретные знания о связи количества и символа.
В языковой зоне ребенок получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.
Целостную картину мира ребенок получает в космической зоне. Здесь расположены материалы для знакомства с окружающим миром, природой, основами естественных наук.
В каждой зоне материалы располагаются по порядку слева направо по мере увеличения сложности. Каждый материал присутствует в единственном экземпляре.
Подготовленная среда также включает в себя социальные отношения. Здесь же ребенок знакомится с понятием пространства, обретает осознание, что у каждого есть свое личное пространство, которое не может быть нарушено без разрешения. Это связано с работой на коврике или за столом, когда никто из детей и сам учитель не могут вторгнуться в работу без разрешения ребенка. Наличие каждого материала в единственном экземпляре приводит к необходимости договариваться, если вдруг двум детям одновременно понадобился один материал. В этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умению договариваться и слушать друг друга. Целям получения навыков социального общения служит также и принцип разновозрастного комплектования групп, где старшие помогают младшим.