1. Детей учит то, что их окружает.Montessori
  2. Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
  3. Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
  4. Если ребенку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.
  5. Если с ребенком обычно честны — он учится справедливости.
  6. Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
  7. Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
  8. Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
  9. Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
  10. Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
  11. Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе.
  12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь.
  13. Не говорите плохо о ребёнке — ни при нём, ни без него.
  14. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
  15. Будьте активны в подготовке среды. Проявляйте постоянную тщательную заботу о ней. Помогайте ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывайте место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
  16. Будьте готовы откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в вас, всегда прислушивайтесь и отвечайте ребёнку, который обращается к вам.
  17. Уважайте ребёнка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить её, но немедленно строго останавливайте любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей.
  18. Уважайте ребёнка, отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать.
  19. Помогайте тем, кто хочет работать, но пока не может выбрать занятие по душе.
  20. Будьте неустанными, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Будьте готовы помочь ребёнку, который находится в поиске, и быть незаметным для того ребёнка, который уже всё нашёл.
  21. В обращении с ребёнком всегда используйте только самые лучшие манеры и предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.
  • До введения в Италии евро портрет М. Монтессори украшал денежную купюру в 1000 лир.
  • В Финляндии, Нидерландах и США детские Монтессори-сады и школы входят в состав основного государственного реестра официальных учебных заведений.
  • Мария Монтессори, которая являлась автором 25 книг о воспитании ребенка, популярность которых не уступала популярным изданиям доктора Спока, в юности сопротивлялась намерениям своих родителей сделать из нее учительницу.
  • В США окончание школы Монтессори является важным дополнительным фактором при приеме на работу.
  • Русский художник Кузьма Петров-Водкин однажды присутствовал на занятиях Монтессори. Он заметил, что у детей, занимающихся по ее методике, «будут широко открыты и глаза, и уши, и всё тело, и весь ум для восприятия внешнего мира».
  • В 1913 году, посетив Штаты, Мария Монтессори очаровала своей новой системой всех прогрессивных американцев: от изобретателей Томаса Эдисона и Александра Грэма Белла до дочери действующего президента Вильсона.
  • Именно Монтессори-школа занесена в Книгу Гиннеса, получив звание самой многочисленной. Эта школа находится в Индии, там учится более 22 000 детей.
  • Мария Монтессори трижды (в 1949, 1950 и 1951 годах) была выдвинута на Нобелевскую премию мира.

Можно перенести общую структуру метода в домашние условия и попытаться создать для ребенка окружающую среду, соответствующую требованиям Монтессори. Необходимо особо остановиться на требованиях к соблюдению порядка. Ребенку насущно необходим порядок, и особенно в трех сферах: в окружающей среде (в помещении), во времени, в поведении взрослых по отношению к ребенку. Особое восприятие порядка идет у детей в возрасте от 0 до 3 лет.

 

Наш учебник "Монтессори дома" для родителей детей до 3х лет

Монтессори - центр "Бусинки" создал 3 учебника "Монтессори дома" для наших родителей.

По запросу по телефону или мессенджерах Вы можете бесплатно получить учебники в электронном pdf-формате.

0 1 года1 2 лет2 3 лет

Порядок в окружающей среде

Необходимо организовать окружающую ребенка среду (предметы в квартире) таким образом, чтобы она соответствовала основным закономерностям в соотношении между предметами: посуда – на кухне, обувь – в прихожей, одежда – в шкафу, игрушки – всегда на своем месте в специальном ящике; кроме того, ребенок спит, ест на одном и том же месте, имеет собственный уголок, ест из собственной посуды и все такое прочее. То есть создается своеобразная «подготовленная среда» (аналогичная той, что формируется в Монтессори-школе).

Ребенок очень радуется, если снова и снова находит знакомые вещи на одном и том же месте. И поэтому необходимо, чтобы каждое утро он видел, например, свои игрушки аккуратно уложенными и в одном и том же месте – даже если вечером они были разбросаны. В этом возрасте (до 3 лет) бессмысленно требовать от ребенка соблюдать порядок самому, ибо он только еще формирует собственный образ порядка. И помочь ему в этом могут родители, поддерживая внешний порядок вокруг него.

Кроме того, ребенку в этом возрасте очень трудно привыкать к изменившейся окружающей среде (речь идет о переезде на другое место жительства, о первом походе в детский сад и т.п.). Такой стресс впоследствии обычно не проходит бесследно.

Не менее важен для ребенка и порядок в отношении людей к предметам.

И желательно, чтобы это отношение было культурно обусловлено: действительно, обычно принято на стуле сидеть; за столом – есть, обращаясь со столовыми приборами соответствующим образом; дверь открывать рукой, а не ногой; кофе пить на кухне, а не в постели и т.д.

Для соблюдения этого родителям приходится наступить на горло собственной безалаберности, перестать вольно обращаться с различными вещами, предметами домашнего обихода и освоить (иногда заново) общепринятые способы действия с ними, постепенно становясь «профессионалами» в воспитании собственного ребенка.

Порядок во времени

 Для ребенка чрезвычайно важно прочувствовать ритм своего дня. У каждого он свой и устанавливается обычно в течение первого года жизни путем совместной активности и уступок с обеих сторон - со стороны ребенка и со стороны родителей: необходимо, чтобы режим дня устраивал всех. После этого задача родителей заключается в том, чтобы на протяжении второго и третьего года жизни ребенка поддерживать этот режим.

Осознать собственный ритм дня – это значит запустить ход «внутренних часов»; прочувствовать, что существует великий закон времени, который важнее субъективных желаний и капризов. В частности, мама или папа, если они работают, не могут прийти домой раньше определенного времени, как бы того ни хотел ребенок, - но, с другой стороны, и ребенок имеет право знать точное время их прихода и быть уверенным в их пунктуальности.

Есть еще один аспект, касающийся соблюдения порядка во времени, точнее, порядка в последовательности событий. Например, последовательности в событиях при чтении уже известных ребенку сказок. В этом возрасте частенько ребенок высказывает неудовольствие, если рассказчик делает ошибку в последовательности событий, особенно, если что-то придумывается заново. Малыш не против творчества взрослых вообще – ему лишь нужно приобрести устойчивость в мире; и если Красная Шапочка ведет себя как всегда, - значит, можно быть уверенным в завтрашнем дне!

Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку

Для ребенка такого возраста наиболее важно прочувствовать порядок в следующих аспектах поведения взрослых по отношению к нему:

  1. Требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от их настроения. Желательно, чтобы они были обоснованными хотя бы здравым смыслом (пониманием, что нельзя от ребенка требовать того, чего он по возрасту еще не в состоянии сделать).
  2. Требования к ребенку должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность; в идеале – образовывать алгоритм. В последнем случае после многократных повторений одной и той же последовательности действий (например, связанных с отходом ко сну: умыться, расстелить постель, раздеться, уложить аккуратно одежду и пр.) этот алгоритм становится внутренней собственностью ребенка, и взрослому достаточно лишь дать общее название («Готовимся ко сну?») для того, чтобы ребенок без унизительного подстегивания словами (он сам знает, что делать дальше!) мог действовать самостоятельно.
  3. Требования, которые предъявляются ребенку, должны соблюдаться самими взрослыми, поскольку все равно ребенок научится тому, что видит. Этот тезис можно оставить без каких-либо психологических комментариев.

Уровень сформированности у ребенка «чувства порядка» является одним из основных критериев готовности к Монтессори-детскому саду, да и к детскому саду вообще. Ответственность за это лежит на родителях: насколько грамотно и полно они смогли удовлетворить (интуитивно или осознанно) при создании окружающей среды естественную тягу ребенка к порядку. Сложившийся у ребенка к 3-м годам внутренний образ порядка и будет в дальнейшей его жизни образцом. Стоит ли впоследствии искать иные причины того, что в Монтессори-группе ребенок, несмотря на профессиональную работу учителя, с трудом, иногда годами, учится поддерживать внешний порядок! Это же касается уровня «внутреннего порядка» (порядка в мыслях, поступках и пр.)

Игрушки

Необходимо обратить внимание на игрушки, покупаемые родителями для своих детей. Насколько эти игрушки удовлетворяют требованию о развитии? Несут ли они в себе развивающую функцию? Насколько они помогают малышу строить себя и развивать какие-то качества? И какие именно? Родителям необходимо задумываться: направляют ли эти игрушки ребенка по пути мира и гармонии или способствуют развитию агрессии и борьбы. Какие образы они несут? Они красивы, нежны, приятны или в них присутствует жесткость и грубость? Игрушки накладывают отпечаток на сознание ребенка. В наше время рынок игрушек наводнен искаженными образами и разрушающими детскую душу игрушками. И очень важно взрослым быть внимательным и чутким к тому, что они дают в руки своего ребенка, важно ограждать и отсекать все то, что может на каком-то уровне нанести вред ребенку. Нужно стремиться выбирать среди этого моря то, что помогает в развитии, что несет правильные формы, пропорции, цвета, что может быть эталоном, который ребенок возьмет за образец, то, что возвышает душу и воспитывает внутреннюю красоту в ребенке.

Дети стремятся к самостоятельности и свободе от взрослых, и на самом деле их мало привлекают просто игрушки. Они берут в руки игрушки тогда, когда не находят в окружающей их среде предметы для конструктивного действия или когда взрослые отбирают у них предмет их саморазвития. Это может быть обычное мытье пола, которое ребенок стремится осуществить, увидев, как это делает мама. Или перебирание и переставление посуды, или что-то другое, что взрослым кажется ненужным или что они могут сделать лучше, а на самом деле ребенку это необходимо, ведь в это время он развивает в себе определенные качества или способности, он строит себя! Поэтому он начинает громко плакать, когда у него забирают предмет его деятельности. Необходимо видеть и понимать это, и давать ребенку возможность строить себя и развиваться естественным образом. Это сложнее, чем просто дать ребенку игрушку. Но это важнее и нужнее для ребенка!

Принц Гарри Уэльский

Принц Генри Чарльз Альберт Дэвид, герцог Сассекский – младший сын принца Уэльского Чарльза и принцессы Дианы, внук королевы Великобритании Елизаветы II.

Известен своим своенравным поведением, эксцентричными поступками. После женитьбы на американской киноактрисе Меган Маркл получил титул герцога Сассекского.




















Юлия Ивановна Фаусек (1883-1942)

Была наиболее видным пропагандистом метода Монтессори в России. В мае 1918 года открыла в Петрограде первый Монтессори детский сад.

Его посещали 200 детей в возрасте от 1 до 9 лет. В 1926 году новые методы в педагогике были запрещены по идеологическим мотивам; тем не менее Ю. И. Фаусек продолжала разрабатывать идеи Монтессори.


Сухотина-Толстая Татьяна

Любимая дочь Льва Толстого, Монтессори-педагог.

В начале 20 века открыла Монтессори-сад в Ясной Поляне, где успешно воспитывала сельских детей. Полученный Сухотиной-Толстой Монтессори-опыты дошел до нас благодаря её книге «Мария Монтессори и новое воспитание».


Питер Друкер

Американский учёный австрийского происхождения; экономист, публицист, педагог, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века.

Друкер в своей книге «Задачи менеджмента в XXI веке» писал: «выживают только лидеры перемен — те, кто чутко улавливают тенденции изменений и мгновенно приспосабливаются к ним, используя себе во благо открывающиеся возможности». Этими словами он подтверждает, что ценности Монтессори он пронес в себе всю жизнь.


Диана, принцесса Уэльская

Монтессори-педагог. Леди Диана очень трепетно относилась к детям и, переехав в Лондон в 17 лет, работала воспитательницей в разновозрастном Монтессори детском саду «Молодая Англия».

Поэтому Леди Диана воспитала обоих своих сыновей – принцев Гарри и Уильяма в традициях Монтессори-педагогики.


Билл Клинтон

Американский государственный и политический деятель, пять раз избирался губернатором штата Арканзас, 42-й президент США.

Как и его жена Жаклин Бувье Кеннеди Онассис был Монтессори-ребенком. Чета Клинтон выбрали систему Монтессори для своей единственной дочери Кэролайн.


Майкл Дуглас

Американский актёр и продюсер, обладатель двух премий «Оскар», пяти «Золотых глобусов», а также премии «Эмми» и его жена Кэтрин Зета-Джонс, выбрали Монтессори-образование для своих детей Дилан и Кэрис.


Франсуа Миттеран

Французский государственный и политический деятель. Президент Франции с 1981 по 1995 годы.

Его 14-летнее президентство (2 срока по 7 лет) — самое продолжительное в истории Франции.


Шер

Американская певица, актриса, кинорежиссёр, музыкальный продюсер и автор песен, широко называемая представителями медиа Богиней поп-музыки.

Выбрала Монтессори-образование для своих детей.


Томас Эдисон

Ученый и изобретатель, способствовал основанию школы Монтессори.

Томаса Эдисона мир знает как изобретателя, сумевшего усовершенствовать электрическую лампочку, а также автора фонографа, электрического стула и телефонного приветствия.


Александр Грэхем Белл

Учёный, изобретатель и бизнесмен шотландского происхождения, один из основоположников телефонии, определившей всё дальнейшее развитие телекоммуникационной отрасли в США.

Александр и его жена Мейбл основали в 1913 году Образовательную Ассоциацию Монтессори. Они также предоставляли финансовую помощь непосредственно доктору Марии Монтессори и помогли открыть первый класс Монтессори в Канаде и один из первых в Соединенных Штатах.


Маргарет Вудро Вильсон

Дочь президента США Вудро Вильсона.

Почетный секретарь и попечитель Образовательной Ассоциации Монтессори США, квалифицированный Монтессори-педагог, организовала Монтессори-класс в подвальном помещении Белого Дома.

Ребенок, попадая в наш мир, видит его совершенно неприспособленным для своей жизни: у него плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предметами. В группах Монтессори ребенок с первых минут попадает в так называемую "подготовленную среду", в которой все пособия абсолютно доступны и находятся на высоте детского роста. “Предметы, окружающие детей, должны соответствовать росту и силе детей: легкая мебель, чтобы дети могли ее легко переставлять, низенькие шкафчики, доступные им по росту, легко открывающиеся замки, выдвижные ящики, легкие двери, которые ребенок может легко отпереть и запереть, низкие вешалки для одежды, щетки по руке ребенка, мыло, помещающееся в его ладони, чашки для умывания такой величины, чтобы дети сами могли их выливать, щетки для полов с короткими гладкими ручками”.

Подготовленной эта среда является потому, что имеет четкую логику построения и до мелочей продуманное содержание, соответствующее естественным психологическим потребностям ребенка. Материалы, находящиеся в среде – это специально отобранные материалы, которые выдержали испытание временем: все они возникли в результате многолетних наблюдений над детьми, те же из них, к которым дети не проявляли интереса, были удалены за ненадобностью.

Подготовленная среда включает в себя также атмосферу помещения. Пространство, окружающее ребенка – уютное и комфортное, ребенку должно быть в нем хорошо. Необходимая составляющая – чистота и порядок, необходимость их постоянного поддержания.

Гигиена важна для ребенка не только как фактор сохранения его здоровья, но и с точки зрения его воспитания. Чистота в комнате побуждает ребенка самого поддерживать порядок. Важно, чтобы ребенок постоянно видел все вещи лежащими на своих местах. Он впитывает все из окружающей среды, и окружающая среда влияет на формирование чувства порядка. На основе внешнего порядка ребенок строит внутренний порядок в себе самом. Происходит это в результате присвоения, обращения внешнего порядка во внутренний. Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок – порядок в мыслях, поступках, уровень саморегуляции в целом – будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая его среда в детстве.

Большое значение имеет эстетическое оформление помещения, красота. Но красота здесь не в украшениях и роскоши, а в гармонии линий и цветов, в простоте.

Подготовленная среда состоит из пяти зон развития, которые ребенок последовательно осваивает за время пребывания в группе.

Первая зона, в которой обычно ребенок начинает свою работу по приходу в группу, - зона упражнений практической жизни. Упражнения с материалами, которые находятся здесь, помогают ребенку заботиться о себе. Здесь он учится правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, мыть руки, посуду, стирать, гладить и многое другое, что обычно не разрешают делать дома, так как не у каждой мамы хватает терпения смотреть, как ребенок размазывает грязь, вытирая пыль со стола или неумелыми ручками моет чашку. Маме легче помыть самой. В группе же Монтессори учитель, возможно, перемоет за малышом, но сначала покажет, как это делается и даст ребенку попробовать.

Упражнения практической жизни включают в себя также материалы, которые связаны с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов - все то, что развивает движения руки и является подготовительным этапом перед освоением письма, чтения и математических абстракций. Все предметы, которыми пользуется ребенок, настоящие, а не игрушечные. Здесь имеется ряд красивых бьющихся и легких предметов. Согласно Монтессори, “... такие вещи по самой своей хрупкости становятся “воспитательным материалом”. Если ребенок разбивает стеклянную чашку или разливает на пол воду, работает принцип педагогики Монтессори – автоматический контроль ошибок - ребенок сам видит свою неловкость, он искренне расстроен и нет необходимости его ругать.

Следующая зона - зона сенсорного развития. Здесь ребенок может получить все ощущения, связанные с чувствами. С помощью материалов, находящихся здесь, он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, тренируется в различении веса предметов, развивает мускульную память. Нахождение ребенка в этой зоне подготавливает его к вступлению в математическую зону.

Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет, получил конкретные знания о связи количества и символа.

 В языковой зоне ребенок получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

Целостную картину мира ребенок получает в космической зоне. Здесь расположены материалы для знакомства с окружающим миром, природой, основами естественных наук.

В каждой зоне материалы располагаются по порядку слева направо по мере увеличения сложности. Каждый материал присутствует в единственном экземпляре.

Подготовленная среда также включает в себя социальные отношения. Здесь же ребенок знакомится с понятием пространства, обретает осознание, что у каждого есть свое личное пространство, которое не может быть нарушено без разрешения. Это связано с работой на коврике или за столом, когда никто из детей и сам учитель не могут вторгнуться в работу без разрешения ребенка. Наличие каждого материала в единственном экземпляре приводит к необходимости договариваться, если вдруг двум детям одновременно понадобился один материал. В этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умению договариваться и слушать друг друга. Целям получения навыков социального общения служит также и принцип разновозрастного комплектования групп, где старшие помогают младшим.

Отзывы о нашем центре
Екатерина Нурова

С Монтессори центром “Бусинки» я знакома уже 6 лет. Все началось с того, что я искала «развивайку» для старшего. На тот момент я выбрала три центра, но после знакомства, побывав на занятиях, я остановилась на «Бусинках». К нему как-то сразу легла душа. Я увидела, что здесь идут за ребёнком и развитие своевременное, а не ранее (как сейчас модно, но совершенно не полезно).

Любовь Федоренко

Наш сын Арсений уже 5й год посещает монтессори центр «Бусинки». Сначала это был детский сад, а теперь и семейная школа «Буквица». Хочу поблагодарить директора Наталью Вербицкую и всех педагогов, которые работают с детьми! За их чуткое и внимательное отношение, индивидуальный подход к ученикам, и за такую нужную и важную поддержку родителям.

Екатерина Семеина
Ольга Саночкина

Сегодня хочу оставить отзыв о нашем любимом монтесори-центре "Бусинки". Ходим туда как в детский сад в старшую группу. Ходим в сад с удовольствием с первого дня. В центре всегда чисто, весело, дружные дети. Квалифицированные педагоги, понимающие, помогающие. В учебном классе хорошо оснащенная специальными материалами среда.

Заказать
звонок